Статья
25 Ноября 2010 0:00

В Москве обсудили бизнес-климат

В Москве обсудили бизнес-климат
Фото: fotoimedia

<p>В Москве прошла всероссийская конференция «Конкуренция в России: как создать благоприятный климат для развития бизнеса?», организаторами которой выступают Министерство экономического развития РФ и Правительство Москвы.</p>
<p>В рамках конференции в столице собрались представители федеральных и региональных органов власти, предприниматели из субъектов России, которые совместно обсуждают ключевые проблемы в сфере развития конкуренции и создания благоприятного климата для бизнеса в нашей стране, а также лучшие региональные практики в данной области.</p>
<p>Конференция проходит в формате открытых дискуссий с участием представителей федеральных, региональных и местных органов власти, российских и зарубежных компаний, ведущих экспертов и специалистов в сфере экономической политики.</p>
<p>На пленарном заседании «Что могут сделать Федерация, регионы и компании для развития конкуренции в России?» одной из первых выступила глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина. Она говорила об очевидных преимуществах конкуренции – более низкой цене для потребителя и более высоком качестве продукции. В отношении цен глава Минэкономразвития привела пример, что при отсутствии конкуренции покупатель переплачивает 20-40% реальной цены.</p>
<p>«Теоретически преимущества конкуренции все понимают, однако главная проблема заключается в том, что пока нет общественного запроса на конкуренцию», – заявила Эльвира Набиуллина. Она объяснила это тем, в нашем обществе исторически не сформировалось восприятие конкуренции как ценности.</p>
<p>«В позднесоветский и постсоветский период доминировал патернализм,  успешным оказывался тот, кто ближе к чиновнику. И до сих пор эта тенденция сохраняется. Сегодня необходимо создавать условия, когда путь к успеху лежит через конкуренцию, а не через чиновничий кабинет», – считает министр.</p>
<p>Есть, по ее мнению,  и другие причины отсутствия конкуренции в стране как ценности – в частности, сложившаяся структура экономики, когда были важны большие предприятия для работы на международных рынках. «В итоге мы сегодня имеем сеть больших предприятий -монополистов», – констатировала участник конференции.</p>
<p> Чтобы конкуренция росла, нужно создавать благоприятный экономический климат, нужна соответствующая экономическая политика. «Некоторые шаги в этом направлении сделаны, что отражается в международных рейтингах, – рассказала министр. – По такому показателю как "документы, необходимые для регистрации бизнеса" Россия в международном рейтинге поднялась за последние три года с 704 до 540 места». Эльвира Набиуллина отметила, что все равно это не лучший показатель, однако сделан большой шаг вперед.</p>
<p>Среди достижений последнего времени – то, что Россия теперь занимает 18 место в рейтинге по статье «исполнение контрактов». «В 90-е годы эта была проблема, бизнес не доверял бизнесу, но сегодня ему удалось выстроить правильную схему взаимоотношений», – отметила министр. В то же время, по статье «административные барьеры» мы занимаем 124 место, что, по словам Набиуллиной, не лучший показатель.</p>
<p>Подводя итог выступлению, глава Минэкономразвития заявила: «Диагноз поставлен, теперь  необходимо вырабатывать решения. На это направлена программа по развитию бизнес-климата, к выработке которой подключены регионы. Очень важно наладить диалог государства и бизнеса, с тем, чтобы была обратная связь».</p>
<p>Другой выступающий – Андрей Шаронов, управляющий директор компании «Тройка Диалог», сосредоточился на вопросах конкуренции меду государством и бизнесом. Одна из проблем в России, по его мнению, это то, что потребители не объединены в структуры, хотя именно они заинтересованы в конкуренции.</p>
<p>Кроме того, государство, по его наблюдению,  продолжает увеличивать присутствие в экономике. «Это заблуждение – считать, что госкомпания будет лучше заботиться об интересах государства, чем частная компания», – полагает участник конференции.  Сейчас госкомпаниям поручено представить отчет, как они задействуют инновации. Однако Шаронов не видит здесь особого смысла, т.к. у государства  нет ресурсов оценивать весь объем полученной информации.</p>
<p>Он также обратил внимание на конкуренцию внутри госаппарата. «Из 1228 чиновников всего 3 человека имеют степень западного университета, в то время как в других странах с развивающейся экономикой показатели выше. В Китае 16 министров с такой степенью», – отметил глава компании. По его мнению, если чиновники не работали в бизнесе, им сложно быть эффективными по такому направлению, как развитие конкуренции.</p>
<p>На пленарном заседании другие докладчики также уделили внимание проблемам взаимодействия государства и бизнеса. <br />
Для выработки эффективных инструментов решения проблемных вопросов была организована работа в форме панельных дискуссий «Федерация», «Регионы», «Москва».</p>
<p>Конференция состоялась при поддержке ведущих объединений предпринимателей ОПОРа России, «Деловая Россия», РСПП и ТПП.</p>
Комментарии экспертов
<p>Возможность появления на российском рынке новых компаний существует. Территория инфраструктурно мало освоенная. Мы видим как в крупных, так и в малых городах появление  ряда гостиничных сетей, принципиально новых предприятий, объектов и так далее. Поэтому запрос на новые бизнесы существует, другое дело, что существует и ряд препятствий для них.</p>
<p>Возьмем для примера ситуацию с ЖКХ, когда попытка создания среды управляющих компаний вызвала негатив,  и «руки чешутся» установить монополию.  Существует и большое количество сфер, которые психологически воспринимаются как государственные монополии, хотя таковыми вовсе не являются. Например, городской транспорт в крупных городах, муниципальный автотранспорт. В Москве,  например,  давно назрела задача создания маршрута городского транспорта ночью. Но городские предприятия до этого просто не додумываются, хотя существуют недорогие и понятные идеи. Отсутствие такого внятно выраженного запроса от общества тоже тормозит развитие бизнеса.</p>
<p>Есть также проблема, что более понятной для человека становится модель устройства на работу на государственную службу, в крупную компанию, в то время как психологически модель создания собственного бизнеса воспринимается как менее комфортная, отчасти вследствие инерции мышления общества, отчасти в результате усилившихся в последние годы бюрократических препятствий для создания бизнеса. Мы видим последнюю ситуацию с повышением социального налога, которая, безусловно, ухудшает формирование бизнес-среды в России. Вот таковы факторы, в которых собирается формироваться новый бизнес.</p>
<p>Действия такой организации как ФАС имеют эффект для среднего бизнеса, в системе крупного бизнеса мы видим, что монополизация скорее возрастает, нежели снижается. И понятно, что пока в умах элит доминируют идеи политического монополизма, обратной стороной этого будет монополизация экономических сфер, несмотря на фиаско проекта госкорпораций. Пока иммунитета против монополистических идей  не выработалось.</p>
<p>Что касается ухода государства из капитала компаний, то здесь стоит посмотреть, каковы масштабы, насколько он окончательный, насколько имеет место контртенденция – например, усиление государства в нефтяном секторе, сохранение монополизма в газовом секторе. Т.е. здесь тенденции имеют здесь разнонаправленный характер. Но в целом понимание того, что государство занимается многими сферами, из которых оно могло бы уйти, начиная от нефти и кончая городским транспортом в крупных городах, – такого явно недостает. </p>
<p>Для развития конкуренции существует ряд препятствий.  Первое – это немотивированность муниципалитетов, которые только стоят с протянутой рукой за субсидиями и средствами помощи сверху и не хотят развивать бизнес. Ощущается также нехватка инфраструктуры, потому что это тоже местообитания конкурентной борьбы. А если негде найти пристанище, если ты хочешь заниматься бизнесом,  а у тебя кроме  скверика ничего нет, конечно, ты можешь в летнее время в скверике каким-то бизнесом заняться…</p>
<p>Крупные корпорации пока не приобрели вкус к  формированию вокруг себя конкурентного слоя малых и средних компаний. Весь мир работает по принципу субконтрактации и аутсорсинга, когда отдается на конкурс или аукцион малым компаниям производство товаров или услуг. Наши компании стараются сделать все это сами. Как у них получается с точки зрения конкурентоспособности – мы знаем об это не понаслышке и знаем, что конкурентоспособность у нас очень низкая.</p>
<p>Практически во всех сферах деятельности малому бизнесу сейчас не очень комфортно, может быть, он в большей степени закрепился в торговле, но это тоже иллюзорные представления о комфортности, потому что как можно говорить о комфортности с учетом того, что произошло недавно в Москве. Вот вам бережное отношение конкуренции, а пример берут с Москвы многие регионы.</p>
<p>Будущее конкуренции заложено в росте малого бизнеса и его диверсификации – если мы сможем за 10 лет повысить долю занятого населения в малом бизнесе  с 22% до 60-70%, то мы существенно повысим уровень конкуренции, и это не самоцель, это шаг к инновационности. Инновации становятся орудием и средством конкурентной борьбы – люди вынуждены обращаться к достижениям науки и технологии, для того, чтобы быть лучше, чтобы опередить, обыграть соседа.</p>
<p>А мы ждем, что инновации должны прийти сами.  Когда инновации будут потребностью в жесточайшей конкурентной борьбе – вот тогда они появятся. Конкуренции в России очень мало, она не развитая, что и определяет ценовую политику. Если мало конкуренции, значит выше цена и ниже качество, потому что элемент монополизма ведет к расслабленности и успокоенности.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".