Статья
1462 22 февраля 2011 14:14

В поисках инноваций

Глава министерства экономического развития Эльвира Набиуллина на «правительственном часе» в Государственной думе РФ обсудила с депутатами состояние инновационной активности и малый бизнес.

Накануне встречи спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов сказал журналистам, что у депутатов «много вопросов» к министру. «Но в первую очередь они касаются инновационной активности, которой нет в нашей стране, в нашей экономике», - сказал Грызлов, также отметив, что блок вопросов будет касаться развития малого бизнеса.

«Тема очень важная. Несмотря на то, что малый бизнес развивается, тем не менее его вклад в ВВП незначительный - 18% по итогам 2009 года, в то время как в европейских странах это примерно 50%, в Японии - 60%. У нас есть резервы для роста, нужно создавать дополнительные условия для развития малого бизнеса», - отметил спикер.

То ли случайность, но ли закономерное совпадение, но накануне «правительственного часа» в Госдуме прозвучало заявление министра финансов Алексея Кудрина о том, что «Россия проходит переломный момент выбора новой модели экономики», когда решается вопрос, сможет ли страна в ближайшие 5-10 лет избавиться от нефтегазовой зависимости или нет.

Впрочем, даже дилетантам в сфере экономики абсолютно понятно, что единственное лекарство от сырьевой зависимости, укрепляющее конкурентоспособность экономики, - это внедрение инноваций и развитие малого и среднего бизнеса, которые являются столпами экономики любой экономически развитой страны. Вопрос лишь в том, кто, когда и в каких количествах пропишет экономике это самое чудодейственное лекарство, как отреагирует на это хоть и хворающий, но единый организм народного хозяйства.

Неслучайно оба вопроса, озвученных в повестке «правительственного часа», уже не первый день вызывают длительные споры и дискуссии. Да, инновации и развитие малого бизнеса давно внесены в пункт приоритетов экономического развития. Но с тех пор, как президентом страны объявлен курс на модернизацию экономики и страна шагнула в посткризисный этап развития, особых изменений не замечено.

Этому есть объяснение. С учетом особенностей отечественной экономики с характерными для нее предприятиями, питающими склонность к большим размерам и скупящихся на модернизацию, прописанные реформаторами механизмы могут оказаться слишком тяжелыми для внедрения и вызвать побочные эффекты.

24 января Эльвира Набиуллина на встрече с президентом Дмитрием Медведевым объявила о подготовке ее ведомством минимальных требований к инвестиционному климату регионов. Минэкономразвития уже опубликовало «модельную программу» улучшения инвестклимата, ориентированную на «ручное» управление им губернаторами - вплоть до обязательного предоставления инвесторам номеров мобильных телефонов руководства региона.

По словам Набиуллиной, в 2011 году Минэкономразвития ориентируется на улучшение ситуации в региональном инвестировании. В частности, министр заявила о разработке ведомством «минимальных стандартов» для регионального инвестклимата - это первые стандарты такого рода.

Чуть позже лично Дмитрий Медведев на заседании комиссии при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики отчитал руководителей госкомпаний скупость на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Госкомпании плохо справляются с задачей разработки инновационных программ, заявил президент. В ходе заседания он напомнил, что год назад давал соответствующие поручения в данной области. «Не могу сказать, что там ничего не сделано, но могу сказать сразу же и прямо - они (поручения) плохо исполнены государственными компаниями», - заявил Дмитрий Медведев.

Спустя неделю Минэкономразвития совместно с представителями РСПП вновь дискутировали о внедрении и развитии инноваций. «Мы пока не можем похвастаться серьезными достижениями в области инноваций, нам необходимо отходить от узкого подхода: не просто развивать научные разработки и коммерциализировать их», - сказала Эльвира Набиуллина.

По ее словам, главный упор необходимо сделать на подготовке квалифицированных кадров: развивать не только вузовское образование, но и школьное и дошкольное, а также привлекать иностранных специалистов в области инноваций. А внутри страны, в первую очередь, нужно улучшать инвестиционный климат и конкурентную среду.

При этом Эльвира Набиуллина выступила против создания отдельного федерального органа, который занимался бы инновационной политикой. По ее словам, «все правительство должно проводить инновационную политику». «Я скептически отношусь», – сказала министр об идее создания подобного ведомства.

Многие эксперты отнеслись к такому мнению в ключе «если отвечают все, то значит никто».

С другой стороны, вряд ли всю ответственность за инновации и их внедрение можно возложить исключительно на какое-то ведомство, либо на Минэкономразвития и ее главу.

Хотя, с учетом посткризисной ситуации в стране, критики в адрес ведомства хватает. К примеру, буквально на днях на Красноярском форуме Алексей Кудрин раскритиковал инновационный сценарий развития России.

Он отметил, что инновационный сценарий рассчитан из цены на нефть до ста долларов за баррель. Подобная чересчур сильная зависимость от энергоресурсов создает риски для макроэкономики большие, чем были до кризиса, заявил глава Минфина.

Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов в беседе с «Актуальными комментариями» отметил, что сейчас в российской экономике наблюдается отток капитала, а для того, чтобы стимулировать инновационное развитие необходимо создавать инфраструктуру. По его словам, именно эти вопросы будут адресованы Минэкономразвития. По словам эксперта, речь идет, прежде всего, о финансовой системе - предоставлении кредитных ячеек, налоговых льгот или налоговых каникул.

К тому же, как отметил эксперт, нужно определиться с трансфертом технологий из-за рубежа и предоставлением этих технологий отечественным компаниям. Другой важный вопрос - поддержка инноваций в рамках госзаказа. «Давно уже и президент, и глава правительства критикуют крупные компания за отсутствие инновационного капитала в их инвестиционных программах. И понятно, что именно госзаказ должен обеспечить внутренний спрос на инновации в Российской Федерации», - отметил Дмитрий Абзалов.

Что касается малого и среднего бизнеса, то буквально в конце января премьер-министр РФ Владимир Путин поручил Минэкономразвития учесть интересы этого сегмента при доработке законопроекта, регламентирующего закупки госкорпораций и естественных монополий.

«Нужно наделить правительство правом устанавливать особенности при закупках у малых и средних предприятий крупными компаниями с государственным участием», - сказал Путин.

Премьер отметил, что в ходе встреч представители малого и среднего бизнеса часто ставят вопрос о том, что доступ к госзакупкам для небольших компаний затруднен. «Малый и средний бизнес играют большую социальную и экономическую роль, и в интересах государства поддержать его за счет бюджетного рубля“, а также обеспечить дополнительными заказами со стороны компаний с госучастием», - сказал глава правительства напомнив, что уже снижена сумма залога, которую малые предприятия должны вносить на торгах по госзакупкам с 5% до 2%.

Так почему отдача малого бизнеса по-прежнему столь невелика и как изменить ситуацию? Эксперты рекомендуют, в первую очередь, снизить для мелкого бизнеса налоговое бремя.

По словам Дмитрия Абзалова, мелким предприятиям трудно получить кредиты. К тому же, их работа отягощена административными препонами. Средних и мелких предпринимателей, по словам эксперта, беспокоит налогообложение и рост социальных взносов, которые в этом году повышены.

«Понятно, что в этом контексте необходимо придумывать какие-то новые меры, позволяющие малому и среднему бизнесу развиваться», - отметил Абзалов.

Директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев, в свою очередь, считает, что малые предприятия должны работать в более льготном налоговом режиме.

«Поставленные в такие же условия, как остальные участники рынка, малые предприятия проигрывают», - отмечает эксперт. «Соответственно, нужно реально серьезным образом, в разы уменьшить налоговый сбор. А затем подождать года четыре. Уверен, что малый бизнес в таком случае быстро будет давать всходы», - подчеркнул Иноземцев.

Комментарии экспертов

Программа инноваций, которую активно готовило Минэкономразвития, действительно, вызывает целый ряд вопросов. Особенно это связано с привлечением частных инвесторов в высокотехнологичные отрасли. Несмотря на провозглашенные преференции, инновационный сектор до сих пор ощущает очень серьезные проблемы, связанные с налоговым бременем и административным давлением.

Очевидно, что активности иностранных инвесторов не отмечается. Более того, в целом по стране идет отток капитала. Чтобы стимулировать инновационное развитие, необходимо создавать инфраструктуру.

Речь идет, прежде всего, о финансовой системе, о предоставлении кредитных ячеек, о налоговых льгот или налоговых каникул. Необходима поддержка инноваций на  уровне госзаказа. Давно уже и президент, и глава правительства критикуют крупные компания за отсутствие инновационного капитала в их инвестиционных программах. При этом нужно отметить, что именно госзаказ должен обеспечить внутренний спрос на инновации в Российской Федерации.

Кроме того, инновационное развитие очень сильно распылено между разными структурами. То есть, напомню, что инновациями занимается комиссия при президенте, есть еще комиссия при правительстве. Отдельно этим занимаются и другие ведомства - Минэкономразвития, Минкомсвязи (опосредованно).

То есть, очевидно, что необходимо как-то консолидировать эти направления и собрать если не в один канал, то хотя бы контролировать их на одном уровне.  Отдельный орган и не нужен. Необходимо просто более эффективно наладить координационную работу между этими структурами, так как зачастую их функции дублируются. Мне представляется, что именно это направление станет важнейшим направлением работы.

Что касается малого и среднего бизнеса, то здесь, действительно, ситуация очень сложная. Во-первых, она связана с плохой доступностью ресурсов этих предприятий. Как показывает практика, крупные финансовые организации кредитуют, в первую очередь, крупные бизнес-структуры. Мелким предприятиям получить кредит на выгодных условиях, либо вообще его получить, крайне сложно. Поэтому очевидно, что надо придумать условия, которые сделали бы более доступными и необременительными кредиты для малого и среднего бизнеса.

Второй вопрос связан с административными препонами. Особенно в регионах необходимо создавать какие-то каналы контроля, которые позволили бы снизить давление на мелких предпринимателей.

И третий вопрос, который активно беспокоит представителей некрупных экономических агентств, - это налогообложение и рост социальных взносов и страховых сборов, которые в этом году были повышены.

Очевидно, что это оказалось очень серьезным ударом по компаниям, которые пытаются работать по белой, а не по серой схеме. Понятно, что в этом контексте необходимо придумывать какие-то новые меры, позволяющие малому и среднему бизнесу развиваться.

Напомню, что именно малый и средний бизнес являются основными аккумуляторами тех трудовых ресурсов, которые высвобождаются в крупных компаниях. То есть, фактически они являются защитой от безработицы, и в них трудоустраивается значительная часть уволенных сотрудников. Очевидно, что развитие этих направлений станет очень важной антикризисной мерой, которая позволит снизить социальную напряженность в связи с увольнениями на крупных предприятиях и позволит активизировать производство в моногородах.

У нас проблемы с инновациями потому, что у нас нет реальной промышленности. В основном, инновации применяются в индустриальном секторе или в информационных технологиях. Каков смысл покупать инновации для тех, кто монополизировал сырьевые рынки?

Конечно, процесс внедрения инноваций нуждается в регулировании и государственном стимулировании. И нынешнее состояние дел, когда множество министерств и ведомств занимаются инновациями, только усложняет ситуацию. Когда за что-нибудь отвечают все, то это означает, что спросить, как всегда, будет не с кого.

Когда крупные государства (типа Японии и Южной Кореи) начинали активную модернизацию, то создавались соответствующие министерства. В Японии это было министерство внешней торговой промышленности, в Корее - министерство модернизации, и так далее. Эти ведомства непосредственно координировали работу остальных структур. У нас сейчас такого органа нет. Если модернизацией и инновацией будет заниматься кучка бюрократов, то никаких достижений не будет.

Если Минэкономразвития хочет просто регулировать региональные программы или делать макроэкономический прогноз, а министерство финансов хочет просто пилить бюджет, - это их позиция. Речь идет о том, что чиновники не работают на результат.

В принципе, позиция минэкономразвития вообще заключается в том, что надо давать как можно больше рыночной свободы. Однако в условиях чисто свободного рынка ни одна модернизация не делается и не будет делаться. Здесь как раз необходима плановость. Это государственный проект, который должен иметь государственное внимание к себе именно в качестве единого субъекта регулирования.

Что касается мелкого бизнеса, то мы постоянно повышаем налоги, постоянно ввинчиваем страховые сборы и т.д. Естественно, средний и мелкий бизнес становится очень рискованным делом в России. Какие бы прогнозы ни делало министерство экономического развития, какие бы программы развития ни предлагало, пока такие законы будут существовать, малый бизнес развиваться не будет.

Нужно понимать, что малый бизнес реагирует так активно на все экономические изменения, потому что он работает на людей, на конкретных потребителей больше, чем на государство.

Я думаю, что реформа должна быть простой. Нужно создать условия для того, чтобы небольшие компании работали в гораздо более льготном налоговом режиме. Потому что создать маленькое предприятие всегда сложнее. У малого бизнеса нет возможности экономии на масштабах. Поставленные в такие же условия, как остальные участники рынка, они проигрывают. Соответственно, для них нужно в разы уменьшить налоговое бремя. Уверен, что малый бизнес в таком случае быстро будет давать всходы.

Мировой кризис показал удивительную эффективность курса, который проводило российское правительство. Мы - единственная страна из развитых, включая Европу, которая действительно подготовилась к кризису, решила проблему международных долгов, накопила резервы перед кризисом и, в отличие от тех же европейских стран, сформировала антикризисный план. И получила результат.

То же промышленное производство по прошлому году составило 8,2% - лучше, чем у США, Канады, Франции, Италии и Великобритании. Рост реальной заработной платы – 4,2%, пенсий – 45%, и это, кстати, на фоне европейского снижения. Безработица сократилась по прошлому году на 12,7%, и ее уровень на сегодня ниже, чем, например, в США, Канаде, Великобритании и Италии, и в 2 раза ниже, чем в Испании. Международные резервы выросли на 40 миллиардов долларов и рубль становится региональной валютой. Мы перешли на расчет в рублях с Китаем, соответственно рублевая денежная масса России постепенно растет и увеличилась уже на 29%. И самый главный показатель – рост продолжительности жизни россиян. По сравнению, например, с 2005 годом он вырос на 4 года и теперь составляет 69 лет. Это - главный показатель качества жизни, совокупно интегрирующий самочувствие человека, который живет в Российской Федерации. Поэтому оценка действий правительства и министерства - очень хорошая.

Но, по-прежнему, две главные задачи у нас остаются нерешенными. Наведение порядка на рынке инвестиций - по-прежнему ключевой для России момент, несмотря на прошедшие за эти 20 лет рыночные реформы. Как могут прийти новые инвестиции и пойти вал этой продукции, если нет элементарных инструментов для работы в этой среде?

Мы за прошлый созыв Госдумы стали решать проблему конкуренции, то есть мотивации, цен и технологий. Мы стремимся устранить административные барьеры, вернуться к реформе монополий, даже несмотря на тяжелые процессы и не всегда удачные результаты. Это сам по себе очень тяжелый процесс трансформации.
Еще один момент – это стандартные изменения типа экономики, через которые, на самом деле, прошли все развитые страны мира. Госдума в прошлом году приняла соответствующее постановление. Полная системная трансформация российской экономической среды коснется всех без исключения узлов и институтов. Соответственно, научный бизнес, Сколково – начало этого процесса. И первый результат - увеличение финансирования в 40 раз по стандартному основанию. В науку должны прийти рыночные отношения, которых сейчас там нет.

Рынка технологий в России просто нет как инструмента, и его нужно создать. Постиндустриальный тип промышленности существует на базе технологий. И они должны трансформироваться в капитализацию интеллектуальной собственности промышленных предприятий, этого тоже сейчас пока не происходит.

Короткие экономические циклы - вот тут мы больше продвинулись. Особенно в автомобильной промышленности. Малого промышленного бизнеса у нас вообще пока нет. Напомню, Китай завалил весь мир продукцией промышленного малого бизнеса, которого в России как вида не существует. Нужно понимать, что создание новой промышленности – это на 90% новая промышленная база. Ее еще только предстоит создавать.

И еще: накануне гигантских экономических трансформаций, в том числе с учетом обострения мировой конкуренции, которую мы с вами наблюдаем по тем событиям, которые происходят и в Африке и других странах, нам без сомнения потребуется консолидация всего общества, и в особенности - партий.

29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".