Статья
1395 16 марта 2012 10:21

В РФ могут появиться частные железные дороги к НПЗ

Транспортная компания «Балттранссервис» заявила о намерении реализовать проект строительства частных железнодорожных веток, чтобы облегчить логистику нефтеналивных грузов.

«Частные железнодорожные компании задумались о радикальном решении проблем с государственной монополией на пути сообщения в лице ОАО РЖД. "Балттранссервис", входящая в группу Globaltrans, впервые начала всерьез рассматривать масштабный проект строительства частных железных дорог», - пишет газета «Коммерсант».

На конференции «Евразийский транспортный форум» Владимир Прокофьев, гендиректор одного из крупнейших перевозчиков нефтеналивных грузов «Балттранссервис» заявил, что компания готова начать обсуждение строительства частных железных дорог от четырех российских НПЗ к порту Усть-Луга и к финским портам, информирует издание.

Речь идет об НПЗ в «Сургутнефтегаза» в Киришах, «Славнефти» в Ярославле, ТНК-BP в Рязани и «Газпромнефти» в Москве.

По оценкам Прокофьева, стоимость строительства частных однопутных веток составит около $14 млрд, срок окупаемости проекта - 9,5 лет.

«На первом этапе можем работать на экспорт по однопутной ветке, затем, если будет спрос на перевозку в обратном направлении, построить вторые пути и начать зарабатывать на других грузах», - уточнил он.

Проект может быть реализован с нефтяными компаниями и портфельными инвесторами, добавил топ-менеджер, но пока никаких официальных предложений потенциальным партнерам «Балттранссервис» не направлял.

Все перечисленные НПЗ подключены к железнодорожной сети ОАО РЖД, через которую транспортируют нефтепродукты как на внутренний рынок, так и на экспорт, отмечает издание.

«В год на экспорт с четырех НПЗ по железной дороге уходит около 24-26 млн тонн, в основном мазут и дизельное топливо», - сообщил газете собеседник на нефтяном рынке. По его словам, особых проблем с перевозками по железной дороге эти НПЗ не испытывали.

Прокофьев объяснил свою идею тем, что крупные грузоотправители в последнее время регулярно сталкиваются с проблемой невывоза грузов по вине ОАО РЖД. В основном сложные ситуации складывались из-за дефицита пропускных мощностей железнодорожной инфраструктуры, по которой сегодня осуществляется и грузовое, и пассажирское движение. Кроме того, в стране не хватает локомотивов, так как около 80% этой техники изношено и требует замены. Как подчеркнул Прокофьев, собственная железная дорога может нивелировать риски невывоза продукции на экспорт.

Необходимо отметить, что президент РЖД Владимир Якунин заявил 14 марта на встрече с Гильдией путешествий и туризма Великобритании, что Россия и США могут быть связаны железной дорогой, причем «не в очень отдаленном будущем».

«Уверен, что перспективы продолжения железной дороги на Камчатку и дальше через тоннель для соединения с североамериканскими дорогами – это проект с реализуемостью в не очень отдаленном будущем», – заявил Владимир Якунин, передает ИТАР-ТАСС.

Официально в России проект по соединению России и США железнодорожным путем через Берингов пролив был озвучен в 2007 году в «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ на период до 2030 года», который был принят правительством РФ. Конкретного описания этого проекта нет, но в стратегии говорится, что его реализация планируется после 2030 года.

«Цель проекта – создание Трансконтинентальной железнодорожной магистрали, которая позволит связать два континента и обеспечит стабильную сухопутную связь Северная Америка – Россия – Восточная Азия через Берингов пролив», – отметили в пресс-службе РЖД.

Комментарии экспертов

Поскольку проект планируют начинать только после 2030 года, то, безусловно, сейчас речь идет только о согласовании интересов и о выявлении готовности сторон участвовать в этом проекте. По всей видимости, для России сейчас актуализировался вопрос о том, чтобы занять приоритетные позиции именно на таких глобальных торговых маршрутах.

Дело в том, что США в последнее время достаточно активно пытаются замкнуть на себе исторически хорошо известный Великий шелковый путь - торговый маршрут, пролегающий в том числе через территорию Центральной Азии. Американская сторона выделяет для этого достаточно большие суммы, демонстрируется интерес и на уровне высоких официальных лиц.

В этой связи российские официальные лица ставят задачу обыграть США в сфере финансирования и контроля над глобальными транспортными маршрутами. В этих целях планируется реализовать проект строительства железной дороги Россия-США. Пока сейчас сложно сказать, насколько это экономически и политически оправдано. У нас с США достаточно много разногласий, по целому комплексу вопросов и проблем не достигнуты соглашения. Например, до сих пор не отменена поправка Джексона-Вэника, а это является проблемной точкой в отношениях между Россией и США.

Даже если есть решимость и демонстрация готовности реализовывать такой проект, то, по всей видимости, он направлен прежде всего на попытку показать, что и у России есть альтернатива Великому шелковому пути - не торгово-экономическая, а геополитическая. Это маршрут, где мы могли бы себя проявить, продемонстрировать все свои возможности - финансовые, транспортные, логистические и так далее.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".