Статья
13 Июля 2009 8:24

В России пересмотрят правила торговли

<p>Президиум правительства РФ на заседании в понедельник планирует
рассмотреть доработанный с ведомствами и участниками рынка проект
закона о регулировании торговой деятельности.
</p>
<p>В пятницу правительство разослало руководителям профильных
министерств и ведомств доработанный вариант законопроекта, который
будет обсуждаться на заседании.</p>
<p>В документе (имеется в распоряжении "<a href="http://www.interfax.ru">Интерфакса</a>") есть несколько
принципиальных нововведений: во-первых, четко прописываются права и
обязанности торговых сетей при заключении договоров поставки
продовольственных товаров, во-вторых, перечислены недопустимые действия
по отношению к поставщикам со стороны сетевых розничных сетей и со
стороны органов госвласти. Законом оговаривается возможность
регулирования торговых наценок и цен. Из проекта исчезла статья об
антимонопольном регулировании и возможность предоставления преференций
отечественным производителям.</p>
<p>ДОГОВОР ПОСТАВКИ</p>
<p>Впервые о возможности включения в закон о торговле некоего типового
договора поставки продовольственных товаров заявил в конце июня
премьер-министр Владимир Путин. В ходе совещания, посвященного
доработке законопроекта, он высказал идею, что в типовой договор может
быть включена возможность установления оптовых цен и торговых надбавок,
прописаны сроки поставок, ответственность за несоблюдение обязательств.</p>
<p>Основные требования к договорам поставки продовольственных товаров в
торговые сети изложены в статье 9 законопроекта. В частности,
предполагается, что основные условия поставок товаров (типовые
договоры) должны размещаться сетями на сайте в Интернете, а при
отсутствии сайта - предоставляться поставщикам непосредственно,
безвозмездно и "в разумные сроки".</p>
<p>Компании сетевой розницы не вправе продавать товары по цене ниже,
чем установлено в договоре, без согласия поставщика. Исключения
составляют случаи, когда такие товары продаются под товарным знаком
сети (private label) или когда истекло более 80% срока годности товара.</p>
<p>Документом запрещается также включать рекламные, маркетинговые и другие услуги в договоры поставки.</p>
<p>Торговым сетям разрешено включать в цену поставки премии,
выплачиваемые покупателю в связи с приобретением им определенного
количества продовольственных товаров. Это единственный компромисс, на
который пошли по отношению к сетевым компаниям: включение в цену
договора поставки других видов вознаграждения не допускается.</p>
<p>ОТСРОЧКА ПЛАТЕЖА</p>
<p>Законопроектом оговариваются сроки оплаты за продовольственный товар, в случае если заключаются договоры с отсрочкой платежа.</p>
<p>Продовольственные товары со сроком годности менее 10 дней, а также
замороженное мясо курицы, свинина, говядина подлежат оплате в срок не
позднее 10 рабочих дней с момента приемки товаров предприятием торговли.</p>
<p>Продовольственные товары со сроком годности от 10 до 30 дней
подлежат оплате в срок не позднее 30 рабочих дней с момента поступления
товара. Товары со сроком годности свыше 30 дней (за исключением
алкогольной и табачной продукции) подлежат оплате не позднее 45 дней.</p>
<p>Алкогольная и табачная продукция, жевательная резинка, консервы подлежат оплате не позднее 75 дней с момента приемки товара.</p>
<p>РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН</p>
<p>Более ранние варианты законопроекта включали в себя как предложения
о прямом регулировании цен на социально значимые товары, так и
возможность установления правительством предельных наценок. В первом
случае предлагался перечень из 10-15 продуктов, во втором - предельная
наценка не более 15%.</p>
<p>Итоговая версия законопроекта допускает возможность госрегулирования
цен и торговых наценок, но напрямую не прописывает механизм реализации
этой возможности. Так, в одном из пунктов статьи 8 указывается, что
хозяйствующий субъект "самостоятельно устанавливает цены на товары", но
в другом пункте той же статьи отмечается, что "если федеральным законом
предусмотрено государственное регулирование цен и торговых надбавок на
отдельные виды товаров", то цены на такие товары устанавливаются
правительством РФ.</p>
<p>Упоминание регулирования цен правительством в законе появляется еще
раз - в описаниях договоров поставки. Цена, по которой производители
поставляют товар в торговые сети, устанавливается "по соглашению
сторон", однако если неким законом предусматривается госрегулирование
цен (торговых надбавок) на отдельные виды товаров, то цены на такие
товары устанавливаются сетями в порядке, определенном правительством.</p>
<p>Фактически предложенный правительством законопроект не регулирует
цены, но написан из расчета, что соответствующие нормы могут появиться.</p>
<p>НЕДОПУСТИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ</p>
<p>Сразу две статьи законопроекта посвящены перечислению недопустимых
действий торговых сетей и властей по отношению к поставщикам
продовольствия (недопустимые практики). Так, в договорных отношениях
между сетями и поставщиками (статья 15) запрещается навязывать
контрагенту условия "эксклюзивности", то есть условие поставки товаров
только данному хозяйствующему субъекту. Кроме того, запрещено требовать
от контрагента сведения обо всех заключаемых им договорах с другими
хозяйствующими субъектами.</p>
<p>Торговым сетям также запрещено требовать с поставщиков плату за
изменение в ассортименте товара, плату за доступ на полки (так
называемый "входной билет", широко распространенная и отстаиваемая
ритейлерами практика - ИФ), возмещение убытков, связанных с
повреждением или кражей товара.</p>
<p>Органам государственной власти (статья 16) запрещается проводить в
магазинах повторные проверки качества и безопасности товаров, чинить
препятствия в отношении свободного перемещения товаров между субъектами
РФ, вводить ограничения на продажу отдельных видов товаров на
территории регионов.</p>
<p>При этом в законопроекте не прописана ответственность за нарушение 15 и 16 статей.</p>
<p>ИСЧЕЗНУВШИЕ СТАТЬИ</p>
<p>Статьи об особом порядке антимонопольного регулирования торговых
сетей в проекте закона нет. Ранее предполагалось снизить предельный
порог доминирования торговых сетей (по доле рынка) с 35% до 15%, или
прописать критерии доминирования. В свою очередь торговые сети
настаивали на том, чтобы не прописывать отдельно в законе
антимонопольное регулирование. Из проекта закона также исчезла норма о
преференциях в предоставлении торговых площадей отечественным
товаропроизводителям.</p>
<p>Между тем, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) все же получит
возможность контролировать сети. Говоря об особенностях реализации
закона, источник в правительстве РФ пояснил, что именно ФАС будет
контролировать перечень недопустимых практик. "Если ФАС обнаружит
существование такой практики, то с помощью судебных процедур и
процедур, которые прописаны в законе о защите конкуренции, будет
бороться с недобросовестными предприятиями", - пояснил источник. Он
также отметил, что ответственность торговых предприятий за применение
недобросовестных практик предполагается установить отдельным законом,
которым будут внесены изменения в Кодекс об административных
правонарушениях. "Пока этих санкций нет, но они будут", - подчеркнул
собеседник.</p>
<p>Планируется, что закон о торговле вступит в силу с 1 января 2010 года.</p>
<p> </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".