В России стали меньше покупать
Снижение темпов инфляции в РФ не влияет на потребительский спрос, оборот торговли падает – Минэкономразвития
Замедление темпов инфляция в 2009 году не оказало существенного влияния на динамику потребительского спроса, оборот розничной торговли продолжает падать и по итогам 2009 года может оказаться на 6% ниже, чем в прошлом году. Об этом сообщается в прогнозе Минэкономразвития.
После высоких показателей развития потребительского рынка в предыдущие годы (рост на 16,1% в 2007 году и на 13,5% в 2008 году) в 2009 году ожидается спад розничных продаж на 6%. Предпосылками для падения стало падение темпов экономического роста и реальных располагаемых денежных доходов населения.
Авторы прогноза отмечают, что, несмотря на снижение в январе-июле динамики роста цен на товары (8,1% против 9,3% за тот же период прошлого года), за этот период оборот розничной торговли упал на 3,8%, сообщает «Интерфакс».
Цены на продовольственные товары за 7 месяцев 2009 года выросли на 7,6%, по сравнению с ростом на 11,5% за тот же период 2008 года. При этом объемы продаж продовольственных товаров продолжали снижаться и в январе-июле 2009 года упали на 1,8%. Заметнее всего сократилось потребления мяса (на 11,1%), рыбы и морепродуктов (4,1%), сахара, соли, муки. В то же время растет потребление курицы (1,4%), молочных продуктов (5,5%), сыров (7,4%).
Непродовольственные товары выросли в цене за январь-июль на 7%, аобъемы их продаж снизились на 5,9%. В итоге изменилась структура оборота розничной торговли. Так, доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий выросла до 48,9% с 45,6% годом ранее.
В Минэкономразвития подчеркивают, что динамика оборота розничной торговли в региональном разрезе отличается значительной неравномерностью. В Южном федеральном округе в январе-июле рост оборота составил 0,5%, на Дальнем Востоке - 1,2%. Москва и Санкт-Петербург, на долю которых приходится около 22% всего оборота розничной торговли страны, сократили объем оборота ритейла на 5,6% и 6,6% соответственно.
Согласно экспертной оценке, для сетевой торговли в I полугодии текущего года было характерно отставание показателя величины среднего чека от показателей 2008 года и его отрицательная динамика. Покупатель стал выбирать те магазины, где ниже стоимость аналогичного товара. Произошел переток покупателей в магазины формата «дискаунтер». Это объясняется изменением структуры потребления в пользу более дешевых марок. В министерстве прогнозируют, что в будущем в более выгодном положении могут оказаться сети магазинов эконом-класса, работающие в регионах с низким уровнем конкуренции.
Авторы доклада резюмируют, что, несмотря на замедление динамики оборота торговли, сектор в целом характеризуется наименьшим уровнем риска благодаря стабильному спросу на продукты питания, гибкости ритейлеров по отношению к ассортиментной и ценовой политике.