Статья
1169 22 сентября 2012 18:30

В СФ предложили обязать выпускников-бюджетников работать по специальности

Проблемы образования в России являются предметом непрекращающейся дискуссии в российской обществе.

Появляются все новые и новые идеи, как адаптировать образование под текущие потребности экономики, как оптимизировать затраты и добиться максимальных результатов от финансовых вложений в студентов. Задача осложняется тем, чтобы при всех новациях не потерять базу для долгосрочного развития страны и не лишить отдельные отрасли грамотных специалистов.

В этой дискуссии часто звучат оценки качества образования. Предлагается устранить слабые учебные заведения, поскольку в стране и так наблюдается, по словам премьера Дмитрия  Медведева, «девальвация» высшего образования. В 2013 году будет известно, какие вузы будут закрываться. Речь идет в основном о коммерческих заведения, куда идут в основном за дипломами, а не за знаниями, как считают в Минобразовании.

Кроме качества подготовки выпускников обсуждается и их дальнейшая профессиональная карьера. Дело в том, что в одних отраслях появляется избыток специалистов, а в других буквально «днем с огнем» не сыщешь, особенно если речь идет об отдаленных регионах.
 
Так еще в апреле 2012 года, на встрече с сотрудниками ОАО «Апатиты» в Мурманской области Дмитрий Медведев предложил вернуть распределение выпускников вузов.
 
В частности, Медведев предложил заключать договоры о распределении после окончания учебы со студентами вузов, получающих за счет бюджета профессии врачей и инженеров. По этим контрактам молодые специалисты должны будут отработать несколько лет в определенном месте, которое определит институт или государство.
 
Таким образом, по его мнению, удастся решить проблему нехватки специалистов в медицине и инженерном деле. В случае отказа от трудоустройства выпускнику-контрактнику придется возместить стоимость обучения.
 
При этом Медведев добавил, что полностью перейти к советскому «закрепощению» специалиста – невозможно, поскольку появились коммерческие вузы и платные отделения в образовательных учреждениях. Он отметил, что выбор у студента в любом случае будет, передавал Росбалт.
 
Вопрос, как сделать так, чтобы выпускники работали по специальности и бюджетные деньги были потрачены на них не зря, остается на повестке дня.
 
В Совете Федерации, например,  предложили принять закон, обязывающий выпускников вузов, не работающих по специальности, выплатить государству стоимость их обучения, если они учились на бюджетной основе.
 
«Необходимо вернуться к системе закрепления студентов, обучающихся на государственной основе, для работы на предприятиях и учреждениях, где они должны будут работать по профилю», - сказал «Интерфаксу» член комитета по образованию и социальной политике сенатор Валерий Рязанский 22 сентября.
 
По его словам, сейчас стала повсеместной «практика, когда человек учится на государственные деньги и государство рассчитывает, что он будет работать по своей прямой специальности, принося пользу, а этот человек идет работать в другом направлении».
 
«Поэтому нужно принять закон, обязывающий выпускников, обучающихся на бюджетные средства, работать по специальности, а в случае отказа оплатить государству полную стоимость обучения», - считает Рязанский.
 
По его мнению, должен быть подписан контракт с обоюдной ответственностью. «Речь идет о том, что государство оплачивает твою учебу, а ты, получив диплом, идешь работать туда, где тебя ждут, будь то сельская больница или сельская школа», - сказал сенатор.
 
«Если ты учишься за счет государства, то будь любезен - отдай часть своей биографии государству, благодаря которому ты получил специальность и высшее образование, которое потратило деньги на твое образование. И нельзя превращать процесс получения высшего образования за счет государства в этакую бездонную кормушку», - сказал Рязанский.
 
Кроме того, он отметил: «Необходимо изменить соотношение государственного заказа по бюджетным местам. Минобрнауки должно формировать заказ на бюджетные места в соответствии с потребностями в производстве, с увеличением бюджетных мест в технологических вузах и сокращении бюджетных мест в гуманитарных, экономических и юридических. Такой регулятор уже разработан».
 
Рязанский также высказался и по теме сокращения вузов. «В последние годы их расплодилось очень много, и там стали держать более низкую планку обучения, и здесь действует принцип попустительства», - считает сенатор.
 
Он рассчитывает, что вскоре произойдет «прорыв, и вузы, которые не выдержат конкуренции, должны прекратить свою работу».
По его словам, сегодня разработана своего рода «стратегическая дорожная карта» в вопросах образования, где заложены критерии повышения материальной заинтересованности работников, преподавателей вузов, включены вопросы, касающиеся направленности образования и вопросы усиления внимания к физико-математической составляющей, а также развитие технического образования.
 
В этой связи, как считает сенатор, можно надеяться, что уже в самое ближайшее время благодаря предпринимаемым мерам Россия вернется в сотню лучших вузов мира.
 
В то же время он не согласился с рейтингами ста таких вузов, в которые Россия не попала. «По своим параметрам такого рода рейтинги не всегда бывают объективны. Наши отечественные технические вузы, такие как МАИ, Бауманка, МИФИ и другие, не могли настолько снизить свои позиции, что они не попали в рейтинг», - уверен Рязанский.
 
По его мнению, эти рейтинги своего рода дань моде. «При этом наши технические и математические вузы остаются достаточно высокими по своему уровню образования. Не случайно выпускники той же Бауманки или МИФИ востребованы на Западе и в учебных центрах США, где их готовы принять с распростертыми объятиями», - сказал Рязанский. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".