Человек дня
2175 10 января 2010 0:01

В.Тихонов

Вячеслав Тихонов, согласно опросу ВЦИОМ, назван россиянами актером 2009 года. А ФСБ РФ наградила Тихонова премией за лучшую на экране роль сотрудника органов безопасности (разведчик Штирлиц).
 
Смерть Тихонова вновь подняла вопрос о дальнейшей судьбе российского кинематографа после ухода советских кумиров.
 
Великий актер не дожил до 65-летия Победы, образ которой у многих сформирован не только и не столько документальной хроникой, сколько одним художественным символом – нервным покуриванием Вячеслава Тихонова в роли разведчика Штирлица. 
 
Актерскую карьеру Тихонова можно было бы условно разделить на «до» и «после» киноэпопеи Татьяны Лиозновой, если бы Вячеслав Васильевич был актером одной роли. Проснулся знаменитым он гораздо раньше, когда изобразил не свойственный ему типаж колхозного тракториста Матвея Морозова, необузданного сердцееда, но тонкого и неожиданно романтичного.
 
Удивительно, но успех картины предопределил прямо противоположное амплуа актера – сдержанного, рассудительного, вдумчивого и, главное, благородного героя-победителя, как бы трагично ни складывалась судьба его персонажа на экране.
 
Хрестоматийный Андрей Болконский – только с чертами Вячеслава Тихонова;  добрый пожилой писатель-охотник Иван Иванович из повести Гавриила Троепольского – философ-одиночка Вячеслав Тихонов; учитель-историк типичной советской школы Илья Семенович – только с теми очками, которые были в фильме у Вячеслава Тихонова. Да и советский разведчик – разве может быть у него иной образ, отличный от статичной, с изящными морщинками, мимики Вячеслава Тихонова.
 
К экранизации романа Юлиана Семенова и к самому произведению можно относится по-разному – где-то режиссерский недосмотр, где-то историческое несоответствие, но к актеру, исполнившему главную роль, зрительских претензий не было и нет.
 
Тихонов-актер был востребован, его киноработы не преданы государственному  и народному забвению, более того, некоторые  отмечены высшими наградами (Госпремия СССР за работу в картине «Доживем до понедельника» и Госпремия РСФСР имени братьев Васильевых за роль в фильме «Семнадцать мгновений весны»).  
 
Безусловно, современный кинематограф не потеряет с уходом Тихонова, поскольку потеря произошла гораздо раньше – когда в одном из нечастых интервью актер сказал: «В плохих фильмах сниматься не буду, а хороших сейчас нет». Да, возможно, сказано резко, но кто как не Тихонов имел на это полное право…
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".