Статья
8 Марта 2010 0:00

В утиль - за деньги

<p>Стартует программа утилизации автомобилей. Взамен старого авто выдается ваучер на сумму в 50 тыс. рублей для покупки нового автомобиля отечественной сборки.<br />
Эксперимент проводится с 8 марта по 1 ноября 2010 года.  В перечне автомобилей, которые можно приобрести по программе, сейчас 66 моделей.</p>
<p>В список входит вся линейка ОАО «АвтоВАЗ» - надо сказать, что на этого производителя предположительно придется около половины авто, купленных по программе.</p>
<p>Также в предлагаемом перечне  автомобили ОАО «УАЗ» (в том числе внедорожники Hunter, Patriot, Pickup), Volga Siber (ОАО «ГАЗ»), Kia Spectra и Sorento (ОАО «ИжАвто»), Hyundai Sonata, Accent, Santa Fe (ООО "ТагАЗ") и ТагАЗ Road Partner, Tager, LC100.</p>
<p>От ООО «Соллерс - Дальний Восток» - Ssang Yong Actyon, Kyron, Rexton, Actyon Sports. ОАО «Соллерс-Набережные Челны» - Fiat Dolbo Panorama и Fiat Albea.<br />
В список вошли собираемые в России Nissan Teana и X-Trail, Toyota Camry, Volkswagen Tiguan, Isuzu NLR85, Chevrolet Niva, Captiva и Cruze, Opel Antara и Astra, Fiat Ducato, Ford Focus и Mondeo, Renault Logan и Sandero, Skoda Fabia и Octavia.</p>
<p>Сдаваемая на утилизацию легковая машина должна быть старше 10 лет и зарегистрирована на последнего владельца не менее 1 года. На реализацию программы утилизации в бюджете РФ заложено 11 млрд рублей.</p>
<p>Планируется, что в рамках программы будут проданы до 200 тыс. новых отечественных легковых автомобилей, что должно оживить рынок и убрать с улиц автомобильный хлам.</p>
Комментарии экспертов
<p>Программа утилизации автомобилей является достаточно эффективной. В прошлом году она вытащила из кризиса экономику Германии, которая считается инициатором данной программы и фактически изобрела ее в нынешней форме.<br />
<br />
Программа действует эффективно на достаточно больших автомобильных рынках с достаточно продолжительной историей, где уже скопилось определенное количество старых и подержанных автомобилей. Как показывает практика, в принципе любая компенсация в России стимулирует к приобретению. Но при всем при этом, следует отметить, что различные сопутствующие меры существенно повышает ее эффективность. <br />
<br />
Существуют различные меры вспомогательного характера, которые существенно повышают эффективность действия данной программы. Первое – это, конечно же, решение вопроса с приобретением. Как известно, АвтоВАЗ собирается приобрести примерно 50% от общего количества, благодаря активной работе с автодиллерами. Во-первых, у АвтоВАЗа одна из самых больших сетей автодиллеров, плюс ко всему они предлагают достаточно льготные условия по работе.<br />
<br />
Если другим автопроизводителям, например Ford, который выпускает отдельное фактически издание своего focus для данной программы удастся договориться именно с автодиллерами, во многом это будет залогом эффективности проведения программы. <br />
<br />
Кроме того, необходимо решить вопрос транспортировки и эффективной компенсации государственного бюджета, чтобы не создавать проблем ни у потребителей данной продукции, ни у производителей, которым компенсации будут приходить достаточно долго. На фоне финансовых проблем это может существенно осложнить существование самой программы.<br />
<br />
Две тысячи долларов, или чуть меньше – это достаточно серьезная сумма, в различных странах она варьируется в зависимости от стоимости автомобиля, то есть как правило, там 2,5 тыс. долл, или 3 тыс. долл., в некоторых случаях  - 1 тыс. Причем, в целом ряде стран таким образом пытаются решить вопрос экономичности, энергоэффективности. Представляются ражированные скидки в зависимости от объема двигателя и количества выбросов, которые соответствуют данному автомобилю. То есть, чем экономичней и экологичней автомобиль вы покупаете, тем больше у вас скидка.<br />
<br />
В целом, если учесть, что потребители ориентируются в основном на бюджетный сегмент, в районе 10 тыс долл, то под эту программу попадает целый ряд базовых моделей, которые могут восполнить значительный автопарк, утилизированный в рамках данной программы.<br />
<br />
Следует отметить, что это по идее должно повысить эффективность работы самих автопроизводителей. Это, как минимум, приводит к росту занятости на рынке, что, как показывает практика, сказывается на развитии дополнительных отраслей.</p>
<p>C проблемами в автопроме правительство сталкивается не только в России, но в США, в Европе. Но у нас, к сожалению, ситуация не такая нормальная, и АвтоВАЗ является характерным примером знаменитого правила, когда прибыли приватизируются, а убытки национализируются. То есть государство платит за то, что оно субсидирует заведомо убыточное и неконкурентоспособное предприятие, которое делает автомобили, в которых люди гибнут. Это производство не может научиться делать другие автомобили, несмотря на все попытки. Ни для кого не секрет, что статистика по ДТП – по-моему, на третьем месте после кардиологии и пьянства. <br />
<br />
Решение этой проблемы всё время откладывается. Она переносится и финансово, и в физическом смысле фактически на всю страну, и мы продолжаем нести этот груз АвтоВАЗа. <br />
<br />
На мой взгляд, как только мы поймём, что на самом деле эта ноша нам не по силам, мы сможем переучить этих людей, которые работают на самом заводе и на предприятиях-смежниках.</p>
<p>По поводу социальной ответственности бизнеса. Всем ясно, что на каком-то витке АвтоВАЗ окончательно разориться, ничего его не спасёт, и вряд ли там будет что-то меняться, только если не произойдёт какого-либо чуда. И мы постепенно снимаем с него всякие его обязательства. С одной стороны, мы говорим о том, что это предприятие ни в коем случае нельзя закрыть, потому что оно градообразующее, социально ответственное и т.д., а, с другой стороны, шаг за шагом убираем с него эту градообразующую функцию.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".