Статья
1361 1 ноября 2010 23:58

В верхней палате наводят порядок

Госдума на заседании в понедельник приняла в первом чтении и сразу в целом закон, который исключает возможность противодействия со стороны Совета Федерации вступлению в свои права избранного регионом сенатора.

Поправки, внесенные в закон о порядке формирования Совета Федерации, устанавливают, что днем начала исполнения полномочий сенатора является 10-й день со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта РФ.

Авторами изменений в действующее законодательство являются депутаты-единороссы - глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин и его первый заместитель Александр Москалец.

Сейчас приступить к осуществлению своих полномочий сенатор может только тогда, когда Совет Федерации в соответствии со своим Регламентом подтвердит получение документов, свидетельствующих, что новый член верхней палаты принял необходимые меры по отказу от обязанностей, несовместимых со статусом парламентария.

«Это действие является техническим и не требует специальных процедур», - подчеркнул, представляя законопроект на заседании Госдумы, Владимир Плигин.

Вновь избранные регионами члены Совета Федерации не должны находиться в «листе ожидания», дожидаясь подтверждения их полномочий Советом Федерации, заявил журналистам председатель Госдумы Борис Грызлов.

По его словам, были случаи, когда уже избранным в регионе сенаторам приходилось дожидаться соответствующего решения верхней палаты в течение недель, месяцев и даже лет. «Такие случаи есть», - утверждает Борис Грызлов.

По его словам, в подобных ситуациях оказывались, в том числе, представители партии «Единая Россия» - вновь избранные сенаторы попадали в «лист ожидания». Они даже не могли купить билет в Москву, так как не знали, когда им следует приступить к исполнению своих обязанностей в Совете Федерации.

«Так что эту поправку мы обязательно примем», - сказал Борис Грызлов.

Ранее первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Москалец подчеркнул, что особенность Совета Федерации в том, что это орган представителей субъектов Федерации.

«Совет Федерации работает с теми людьми, которых представили законодательный и исполнительный органы власти субъекта. В законопроекте мы пишем, что если субъект РФ принял решение, то оно окончательное, и человек приступает к выполнению своих обязанностей. В установленные сроки мы отправляем соответствующие уведомления и в Совет Федерации, и в органы государственной власти субъекта. Мы как раз исходили из того, чтобы строго поставить процесс формирования Совета Федерации в рамки требований Конституции РФ», - добавил депутат.

Совет Федерации будет более слажено работать в области защиты интересов жителей регионов. Об этом заявил исполняющий полномочия секретаря президиума генерального совета партии «Единая Россия» Сергей Неверов, комментируя инициированные единороссами поправки в закон о порядке формирования Совета Федерации:

«Четкое обозначение срока, когда делегированные регионами в Совет Федерации представители смогут приступить к своим полномочиям, будет способствовать более слаженной работе верхней палаты парламента по защите интересов жителей регионов», - считает Сергей Неверов.

Поэтому попытки Сергея Миронова препятствовать принятию этого решения, по мнению Неверова, могут быть расценены только как стремление сохранить свое личное влияние в Совете Федерации в ущерб принципам демократии. «Тем самым Миронов демонстрирует, что для него собственное «я» выше воли избирателей в регионах, ведь, по новому закону, члены Совета Федерации должны делегироваться из числа депутатов региональных и местных органов власти, а значит, за них голосовали люди и они получили поддержку в своих территориях», - отметил единоросс.

Позиция лидера «Справедливой России» в очередной раз показывает, что «слова представителей этой партии о демократии и открытости отнюдь не подкрепляются реальными делами, когда речь заходит о персональных интересах», отметил Сергей Неверов.

Существующая процедура наделения полномочиями члена Совета Федерации несовершенна, подчеркнул, в свою очередь, сенатор Руслан Гаттаров.

«Я не могу не поддержать этот законопроект, потому что сам столкнулся с той неопределенностью, которая существовала прежде при наделении полномочиями сенаторов. Процедура, согласно которой ты уже избран законодательным собранием региона, а твое утверждение зависит от воли спикера Совета Федерации, была очень несовершенной», - рассказал Гаттаров.

«Теперь же есть 10 дней, по истечении которых человек официально становится сенатором. Это понятно, и можно только приветствовать упрощение и прояснение этой процедуры», - отметил он.

Комментарии экспертов

В течение долгого времени Совет Федерации не может окончательно установить процедуру и своего формирования, и вступления в должность новых сенаторов. В течение нескольких лет был принят ряд уточнений на уровне закона об изменении порядка формирования Совета Федерации. При этом было несколько изменений регламента, которые касались вступления в должность новых членов Совета Федерации. Ваш покорный слуга, у которого в марте будут третьи выборы в верхнюю палату российского парламента, первый раз избирался по одним правилам, второй раз по вторым правилам и уже в третий раз по третьим. Это все приводит к многочисленным недоразумениям, недовольствам. Были случаи, когда избранные члены Совета Федерации не смогли приступить к исполнению своих обязанностей, в связи с тем, что они не были утверждены на заседании Совета Федерации. Очевидно, что многие субъекты законодательной инициативы склоняются к тому, чтобы описать процедуру не в рамках регламента, а в рамках закона. Это вполне нормально и здесь нет никакой «закулисы».

Учитывая тот факт, что Совет Федерации является палатой непрерывного действия, то есть, нет выборов, которые бы обновили полностью весь состав верхней палаты парламента, учитывая те вопросы, которые находятся в исключительном ведении Совета Федерации, а именно вопросы войны и мира, к примеру, очевидно, что процедура обновления должна быть четкой и не дающей возможности двойного толкования.

Четкая регламентация процедурных вопросов максимально обеспечивает понятность, независимость, прозрачность и законность реализации прав и обязанностей. Очевидно, что внесение поправок в закон, которые регламентируют процедуру начала исполнения полномочий сенатором в 10 дневный срок с момента принятия решения представительным органом субъекта Российской федерации, гарантирует его неукоснительное исполнение независимо от факторов целесообразности, субъективности, волокиты.

Главный конституционный принцип представительной власти в данном случае реализуется в полной мере. Любые рассуждения о том, что кто-то сомневается в легитимности решения регионального уровня, является признанием в неуважении к демократическим принципам формирования власти в России и желании приватизировать право формирования коллегиального выборного органа власти.

Этот закон исправляет ошибку, которую мы допустили. Ошибку, которая, конечно, не нарушила Конституцию, но создала возможность для злоупотреблений одного человека, злоупотреблений, которые грозят нарушением Конституции. Мы глубоко убеждены, что члены Совета Федерации, представляющие субъекты РФ, равны. Закон исправляет допущенную ранее ошибку, которая, по сути, означает, что один член Совета Федерации равнее других – это председатель Совета Федерации.

Все прекрасно знают, что сегодня председатель Совета Федерации, будучи представителем одного из субъектов, обладает возможностью задержать и не пускать представителя другого субъекта месяцами, а порой, годами для нормального участия в законодательной деятельности Совета Федерации. Это оскорбительная практика, она оскорбительна для наших коллег в субъектах Федерации. Они такие же граждане, наделенные полномочиями, как и мы. Она оскорбительна по отношению к субъектам Федерации и федеративному принципу устройства нашего государства.

Отвечу на категоричную критику закона эсерами и призывы представителей фракции «Справедливая Россия» не голосовать за него. Уважаемые коллеги, мы часто спорим, но сегодня я впервые испытал за вас глубочайшее чувство стыда. Это ваше представление о демократии. Это ваше представление о справедливости. У большинства в этом зале сложилось впечатление, что единственное, что вы защищаете здесь, – это административные полномочия председателя Совета Федерации, оказавшегося «случайно» вашим партийным лидером. А это означает, что вы не верите, в то, что ваша идеология, ваша партийная программа и ваша пропаганда могут добиться хоть какого-нибудь успеха без административной поддержки со стороны вашего партийного лидера. Это ваш позор, который обязательно оценят избиратели России.

Этот закон защищает равноправие всех субъектов Федерации, убирает административные барьеры и позволяет положить конец ситуации, когда один человек объявляет себя удельным князем государственного органа власти.

Четкое обозначение срока, когда делегированные регионами в Совет Федерации представители смогут приступить к своим полномочиям, будет способствовать более слаженной работе верхней палаты парламента по защите интересов жителей регионов.

Поэтому попытки Сергея Миронова препятствовать принятию этого решения могут быть расценены только как стремление сохранить свое личное влияние в Совете Федерации в ущерб принципам демократии. Тем самым Миронов демонстрирует, что для него собственное «я» выше воли избирателей в регионах, ведь, по новому закону, члены Совета Федерации должны делегироваться из числа депутатов региональных и местных органов власти, а значит, за них голосовали люди и они получили поддержку в своих территориях.

Такая позиция лидера «Справедливой России» в очередной раз показывает, что слова представителей этой партии о демократии и открытости отнюдь не подкрепляются реальными делами, когда речь заходит о персональных интересах.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".