Комментарий
15 Августа 2012 11:46

В защиту табу

Александр Шатилов политологАлександр Шатилов

Александр Шатилов
политологАлександр Шатилов
«Перформанс» барышень из Pussy Riot большинство симпатизантов «свободы без границ» уже окрестили «невинными шалостями девочек», «эпатажем творческих личностей», а кто-то и «пощечиной общественному вкусу». Однако так ли безобидны данные проявления «детской непосредственности»?
 
Будучи человеком слабовоцерковленным (прости меня, Господи!), порассуждаю о «самовыражении» заблудших овец исключительно с научной и политологической точки зрения. Хотя не исключаю, что многих в полной мере православных сограждан моя аналитическая позиция может шокировать излишним миролюбием и реализмом, а их поползновения в отношении «влезших в монастырь со своим уставом» могут быть гораздо более кровожадными ввиду ревности религиозного духа.
 
Так вот. Изначально человеческое общество сформировалось на признании всеми его субъектами наличия определенных табу (принципиальных запретов), которые фактически цементировали социум и не позволяли ему опуститься до состояния животного мира. Именно оттуда идет традиция даже в самых смертельных схватках не убивать женщин, стариков и детей, не гадить на могилах, не засорять колодцы в пустыне и прочая, прочая, прочая. По мере развития человечества число таких табу и условностей возросло. В частности, постепенно табуированной становится религиозная сфера: по тем или иным причинам противоборствующие стороны старались щадить священнослужителей, не мешать отправлению культа, не осквернять храмы. Дальше – больше. На защиту религии встает даже базовый принцип либерализма: свобода одного человека кончается там, где начинается свобода другого. И с этой точки зрения странно слышать оправдания относительно того, что «активистки» (по определению Игоря Гусева) не имели в виду ничего дурного, они просто «развлекались» или «выражали свою гражданскую позицию». Думаю, что защитники Pussy Riot вряд ли бы обрадовались визиту к себе в квартиру незваных гостей в масках, которые бы стали «жечь» и веселиться, не обращая внимания на протесты хозяев. Конечно, такое случается, но обычно «оккупантов» либо в нелицеприятной форме (с легкими телесными повреждениями) выдворяют сами владельцы жилплощади, либо забирает наряд полиции.
 
Теперь к вопросу о «жестокости» преследования и возможном «реальном» приговоре. С одной стороны, барышни, казалось бы, действительно не совершили ничего сильно уголовного – ну поваляли дурака в церкви, ну покричали, с кем из либералов не бывает… Но. Возникает вопрос, почему тогда в цивилизованной Германии лишь одного жеста «хайль» достаточно для того, чтобы человек очутился в местах не столь отдаленных на несколько не слишком приятных лет?
 
Казалось бы тоже шалости, «исторический перформанс»? Ан нет! Демонстрация нацистской символики и пропаганда «гитлеровского опыта» после 1945 года здесь являются однозначным и безоговорочным табу. Так почему же в России, где жертвами «красного террора» в свое время стали миллионы верующих сограждан (в том числе, «непродвинутые попы»), где были разрушены тысячи церквей, мечетей, кирх, молитвенных домов демонстративное покушение на религиозный мир должно восприниматься снисходительно? Тем более что «активистки» Pussy Riot уж очень напоминают своим обличьем и упорством в «ниспровержении кумиров» левых террористок начала ХХ века. Думаю, что население страны (даже атеистическое) вряд ли будет в восторге, если вторично «раззудится плечо» новых Землячек, Спиридоновых, Каплан и прочих «жриц революции». Пока имеются табу – общество живо, как только ограничители исчезают - на место «прекрасных порывов души» приходит господство звериных инстинктов. Это вполне очевидно, но как же мы любим наступать на старые добрые грабли, набивая себе совсем необязательные шишки!
 
Александр ШАТИЛОВ
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".