Статья
2 Января 2018 12:53

Вас ожидают чудеса

Если перед самым Новым годом, примерно за неделю до или неделю после, с вами не происходит ничего чудесного, значит, вы просто замотались, были невнимательны и всё прозевали.

Вокруг кишмя кишит чудесами, особенно в это волшебное время. Нужно только не полениться и пошире раскрыть глаза.

Я вот тоже думала, что в этом году обойдётся без сюрпризов: сплошные серые будни, щедро приправленные бесснежной усталостью, вытравили всякую надежду. Уж праздник близится, а чуда нет и нет...

Как вдруг. Объясняю с необходимым лирическим отступлением.

Уже очень много лет назад, во времена моего счастливого московского студенчества, родной деканат попросил меня обеспечить культурную программу дружественным стажёрам из парижской школы переводчиков, поводить их по театрам, показать всё самое интересное.

В те безмятежные, до краёв наполненные надеждой времена, одним из самых любопытных явлений московской театральной жизни мы с подружками считали театр-студию Табакова на улице Чаплыгина.

Тогда это было скромнейшее неприкаянное подвальное помещение, убираемое-подметаемое самими студентами-студийцами в перерывах между репетициями, и попасть туда вы могли запросто, явившись на сбитые ступеньки, прямо перед спектаклем. Часто, с вас даже не брали денег за билет.

В антракте, на тех же ступеньках, актёры перекуривали вместе со зрителями и ни те, ни другие нисколько не выпендривались.

Золотое время. Всё впереди.

Внутри мрачноватой неухоженности зрительного зала, дизайна в стиле «брутальный минимализм», на импровизированных подмостках, перед разверзнутыми глазами благодарной публики творились чудеса.

На разрыв аорты выкладывались совсем юные, никому неизвестные, потрясающие актёры, за которыми, по нашим мелким инъязовским понятиям о театральных возможностях, было будущее.

Испепеляли зал Евдокия Германова и Игорь Меркулов в «Жаворонке» Ануйя. Рвали в клочья Александр Мохов, Михаил Хомяков и Алексей Серебряков в «Прищучил». Переворачивали вверх дном Надежда Тимохина, Андрей Смоляков и все другие-прочие в «Крыше»...

Французские стажёры, понимавшие текст на уровне через пень-колода, были в таком неописуемом восторге, что никакие другие явления московской театральной жизни, на данный предновогодний период заинтересовать их более не могли.

Олег Павлович Табаков, часто присутствовавший на спектаклях своих подопечных, запросто и очень любезно предложил нам посмотреть ещё и несколько репетиций. Так сказать, театральное чудо изнутри.

Мы обомлели от восторга и так и промлели весь предпраздничный период, стараясь вжиматься в самые тёмные студийные углы, чтобы не мозолить глаза молодым актёрам.

Сами по себе репетиции были полноценной пьесой, где отважно спорила с Табаковым юная и непримиримая Марина Зудина, а он отвечал ей со спокойной мудростью и скрытой улыбкой.

Во время последней репетиции, одна из французских стажёрок, особо трепетно интересовавшаяся современным русским театром и которой я регулярно переводила трудные для понимания русские фразы, сообщила мне, что у неё день рождения.

И я немедленно нащупала в своей бездонной институтской сумке только что купленную у метро Красные Ворота книгу. Это был сборник Паустовского «Во глубине России», повести и рассказы.

Книга обладала несравненными преимуществами перед моим домашним шеститомником: её можно было таскать с собой хоть в рюкзаке, хоть в театральной сумочке, в ней были все мои самые любимые рассказы и чудесные чёрно-белые фотографии неповторимой ностальгии — Солотча, Таруса, Мещера, приокские леса, кабинет писателя...

После покупки, я только и успела пролистать её перед самой репетицией, и сделать пометку чёрной шариковой ручкой, на странице с рассказом «Дождливый рассвет», там, где было что-то про: снять комнату в деревенском доме, с садом, открыть окна, лечь, укрыться, слушать дождь...


Стажёры возвращались в Париж на следующее же утро и я, особо не раздумывая, вытащила книгу из недр собственных мечтаний и вручила её француженке, с пожеланиями всего самого-самого.

Практичная девушка, не отходя от кассы, тут же надписала на обороте своё имя, объяснив, что всегда «метит» принадлежащие ей вещи, во избежание ненужных случайностей, поставила дату и чмокнула меня, в знак вечной благодарности.

Больше эту девушку мне встретить не довелось.

Я ещё немного пожалела о так спонтанно покинувшем меня Паустовском, но жизнь завертела всё более накрученные кренделя и развеяла в прах зачатки моей невнятной меланхолии.

На следующее утро стажёры благополучно улетели в Париж, а вслед за ними, так же благополучно, улетели ещё 36 лет, и из них 28 туда же.

Но это не сразу на следующее утро, а своим ходом, по календарю, согласно земному расписанию...

Перед самым Новым 2018 годом, примерно за неделю до него, в канун католического Рождества, в одном из старейших парижских букинистических магазинчиков, среди развалов несметных и самых неожиданных чудес, всех языков и народов, я потянула за светлеющую обложку почти нетронутый чьим-то безразличием томик и обомлела, узнавая.

Чуть пожелтевшие, нелистанные страницы, нечитанные повести и рассказы. Константин Паустовский «Во глубине России», Московский рабочий 1982г.

Чудесные, чёрно-белые фотографии когда-то сбывшейся и навсегда утерянной жизни.

Пометка у рассказа «Дождливый рассвет» — две черты чёрными чернилами:

«От одного воздуха всё пройдёт, все неприятности после ранения. Снять комнату в домишке окнами в сад. В такую ночь открыть настежь окна, лечь, укрыться и слушать, как дождь стучит по лопухам...»


Я ещё немного постояла, поглаживая твёрдую лаковую обложку, а потом всё-таки решилась, разом распахнула на обороте, там, где, по моим воспоминаниям, должна была быть надпись и увидела то, что искала: «Nathalie P., 9.01.1985, Moscou».

Пусть и не в реку, но в одну и ту же книгу можно войти дважды. Я, конечно же, снова её купила. Судя по «нехоженности» страниц, её с тех пор так никто и не читал и все эти годы она снова меня дожидалась.

...Если в последние пару недель, до самого Нового года, с вами ничего чудесного не произошло, будьте внимательны и подождите до скорого Рождества.

И если так ничего и не случится, значит вы просто замотались и всё прозевали.

Нас окружают и ожидают чудеса. Нужно просто пошире раскрыть глаза и присмотреться.

Светлых вам праздников, дорогие читатели!

Елена Кондратьева-Сальгеро, журналист, главный редактор литературного альманаха «Глаголъ», Франция.  

31 Декабря 2017 Новости  О чем сказал Путин в новогоднем обращении? В дальневосточных регионах России уже наступил Новый год, и в них уже прозвучало новогоднее обращение президента Путина. На какие моменты обратил внимание президент в этом году и что пожелал россиянам в следующем? 29 Декабря 2017 Новости  С каким настроением россияне встречают Новый год? Инфографика ВЦИОМ спросил россиян о том, с каким настроением они подходят к празднованию Нового года. Как они оценивают 2017-й для страны, и что ждут от следующего года. Также социологи выяснили, какие подарки собираются дарить россияне друг другу. Подробные результаты исследования в нашей инфографике. 31 Декабря 2017 Анонс  Новогоднее обращение президента 31 декабря президент РФ Владимир Путин поздравит россиян с наступающим Новым годом. Эта традиция зародилась еще в СССР.  Но Путин внес в эту традицию новые акценты. Он поздравляет россиян стоя на улице, на фоне зимнего Кремля. Телеобращение президента стало личным и семейным, не отягощенным политическими тезисами.

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".