Статья
1443 12 декабря 2014 13:26

Венецианская комиссия не одобряет люстрацию на Украине

Венецианская комиссия раскритиковала осуществление на Украине закона «Об очищении власти», известного как закон о люстрации.

Об этом сообщают «Вести.uа», в распоряжении которых оказался проект решения этого консультативного органа при Совете Европы. По данным издания, комиссия рекомендовала Киеву приостановить процесс люстрации во избежание масштабного нарушения прав человека.

«Претензий более двадцати, — уточняют «Вести». — Главные — к философии закона: европейцы напомнили, что вина должна быть доказана в каждом конкретном случае, а не быть всеобщей. Главная рекомендуемая венецианцами поправка: человека можно уволить и считать люстрированным только по решению суда (сейчас увольняют без суда). Соответственно, обнародовать информацию о запрете занимать госдолжности можно только после этого решения. Также есть претензии к критериям люстрации (увольнять надо за персональные проступки, а не за пребывание на должности), перечню должностей (санкции коснутся примерно 1 млн человек — это очень много), непосредственному исполнителю (полномочия нужно забрать у Минюста и передать независимой комиссии). Также европейцев не устраивает то, что процесс распространяется на судей».

Как отмечает украинское издание, выводы Венецианской комиссии вызвали панику у сторонников люстрации: «В Страсбург моментально вылетела группа из депутатов от «Народного фронта» (Леонид Емец), «Самопомощи» (Егор Соболев) и министр юстиции (Павел Петренко) — реализация закона поручена его ведомству».

Как написал позднее Соболев на своей страничке в Fаcebook, комиссия собирается признать украинскую люстрацию антигуманной и неевропейской. «Цель — объяснить экспертам Венецианской комиссии, что по-другому люстрация в Украине не получится. Доказывать индивидуально вину каждого чиновника через наши суды — путь в ад», — отметил депутат.

Закон «Об очищении власти» регламентирует проверки госслужащих «с целью восстановления доверия к власти и создания условий для построения новой системы органов власти в соответствии с европейскими стандартами». Согласно закону, если выяснится, что человек работал на определенных руководящих должностях в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года (то есть в период пребывания у власти Виктора Януковича), то он может быть уволен с государственной должности. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк сообщал, что под действие этого закона попадает порядка одного миллиона чиновников разных уровней.

В конце сентября генеральный прокурор Украины Виталий Ярема заявлял, что закон о люстрации не соответствует украинскому законодательству и международным нормам. «Если он вступит в силу, нас ожидает большое количество обращений в суды, в том числе в Европейский суд по правам человека», — отмечал генпрокурор. Антиконституционным закон тогда назвали и представители Партии регионов.

В МИД России считают закон об очищении власти «легитимизацией политических гонений». Такую точку зрения высказывал уполномоченный МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов.

Закон о люстрации, подписанный президентом Украины 9 сентября, вступил в силу 16 октября. Верховная Рада приняла документ 16 сентября с третьей попытки. Очищение власти было одним из требований участников Майдана.

С просьбой проверить закон о люстрации в Венецианскую комиссию 3 октября обратился Мониторинговый комитет Парламентской Ассамблеи Совета Европы, в который входят 89 членов-парламентариев европейских стран.

Венецианская комиссия — экспертно-консультативный орган при Совете Европы по вопросам конституционного законодательства. В ее состав входят все 47 государств Совета Европы и еще 12 государств. Комиссия дает заключения по запросам парламентов, правительств и глав государств, Совета Европы и Евросоюза.
Комментарии экспертов
Конечно, претензии Венецианской комиссии имеют основания. Это настолько очевидное нарушение всех обязательств Украины перед Советом Европы, что тут даже нечего спорить.

Дело в том, что осудить человека только за то, что он был вхож в команду Януковича, нельзя, а осудить его можно за какие-то конкретные правонарушения. Люстрация в том виде, в котором она происходит сейчас — это нарушение самых фундаментальных прав человека. Поэтому всем было очевидно, что Венецианская комиссия выскажется об этом отрицательно.

Важно, что в украинской власти есть люди, которые не поддерживают такое «очищение власти». Например, генеральный прокурор высказывался против этого закона о люстрации. Более того, сам Порошенко далеко не однозначно относится к этому закону. Однако Порошенко — слабый президент, поэтому он не решается открыто выступить против этой люстрации. Это равносильно тому, чтобы выступить против Майдана. Люстрация, несомненно, является одной из главных позиций Майдана, и Порошенко не решается давать последовательные и жесткие оценки этому закону.

Но может быть, теперь он сможет сослаться на позицию Венецианской комиссии, и будут внесены какие-то изменения в законодательство по люстрации. Я предполагаю, что в парламенте по этому поводу возможно будет бунт. А может быть, вокруг парламента соберутся люди, которые снова будут жечь покрышки, недовольные этим решением.

В любом случае, я предполагаю, что пройдет пара месяцев, и Украина просто будет вынуждена для самосохранения принять законы, которые позволяют более решительно противостоять майданным героям. В противном случае, Украина просто не выживет, как государство.

Я считаю, что те люди, которые изначально были против люстрации (тот же генеральный прокурор, да и сам Порошенко) будут вынуждены пересмотреть закон о люстрации. И вполне вероятно, что будет предпринята попытка внести соответствующие изменения в законодательство.

Я полагаю, что в данной сложной ситуации можно найти золотую середину между сторонниками идей Майдана и сторонниками европейских стандартов ведения правосудия.  
Могут найтись компромиссные решения, при которых люстрация будет осуществляться в рамках правового поля. Речь может идти о том, что чиновников будут увольнять, например, под формулировкой «за утрату доверия». Теоретически такое возможно, но это должно иметь какую-то четкую регламентацию.

На сегодняшний день уже несколько чиновников из тех, кто попал под люстрацию, выиграли судебные процессы, связанные с их незаконным увольнением с должности. Я думаю, что это достаточно четкий сигнал к тому, чтобы остановить то, что сейчас происходит .

Я надеюсь, что у украинской власти и у украинского общества есть шанс договориться между собой, чтобы в итоге остались довольны обе стороны. Если компромисс будет найден, то украинские институты смогут выжить, но только после того, как правительство начнет реализовывать свою программу, причем начнет в самое ближайшее время. Хотя есть сомнения в том, не разорвется ли общественная ткань от социального геноцида, который предполагает программа правительства Яценюка.

16 апреля 2024 Новости  Ближневосточный конфликт: к чему приведет атака Ирана на Израиль Приведет ли атака Ирана на Израиль к полномасштабному конфликту? С какими проблемами столкнется Украина после расширения мобилизации? Эти и ряд других актуальных политических вопросов обсудили политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин во время эфира 15 апреля. «Актуальные комментарии» публикуют полную расшифровку стрима. 12 апреля 2024 Главное
Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины
 Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины Продолжение финансирования Украины со стороны США может поставить под угрозу американскую финансовую систему, считают эксперты западных аналитических центров. Кроме того, Украина, по их словам, не сможет погасить кредиты, в виде которых выделяется часть помощи. 
КомментарийКомментарий От помощи до подкупа один шаг политологАлексей Чеснаков Оба кандидата на пост президента США все активнее используют украинский конфликт в своих предвыборных кампаниях. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".