Статья
23 Декабря 2008 0:00

Веселые человечки. Культурные герои советского детства

Карлсон и Володя Ульянов впервые вместе под одной обложкой научного сборника.
Комментарии экспертов
<p>
<meta http-equiv="Content-Type" content="text/html; charset=utf-8">
<meta name="ProgId" content="Word.Document">
<meta name="Generator" content="Microsoft Word 11">
<meta name="Originator" content="Microsoft Word 11">
<link rel="File-List" href="file:///C:%5CDOCUME%7E1%5CNoname%5CLOCALS%7E1%5CTemp%5Cmsohtml1%5C01%5Cclip_filelist.xml">
<style><!--
/* Style Definitions */
p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal
{mso-style-parent:"";
margin:0cm;
margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:12.0pt;
font-family:"Times New Roman";
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";}
@page Section1
{size:595.3pt 841.9pt;
margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm;
mso-header-margin:35.4pt;
mso-footer-margin:35.4pt;
mso-paper-source:0;}
div.Section1
{page:Section1;}
--></style> </p>
<o:p></o:p>Строго говоря, культурные герои нашего советского детства
имеют самое прямое отношение к политике. И отношения эти многообразны.
Во-первых (позволю себе усомниться в правоте философа Сартра), даже если
человек и представляет собой открытый проект, свободный совершать поступки и
конструировать себя самостоятельно, он никогда не сможет избавиться от
стереотипов или мемов, доставшихся ему в первые годы жизни. И именно советская
массовая культура детства создала тот уникальный бульон, в котором варились все
нынешние российские политики, а также их электорат, исключая разве что самый
молодой.
<p class="MsoNormal">
<o:p> </o:p></p>
<p class="MsoNormal">Во-вторых, советская культура детства, вне всякого сомнения,
содержала в себе идеологию, причем иногда вплоть до мельчайших деталей
отражавшую текущий курс и генеральную линию. Об этом, например, можно судить по
трудам главного советского конъюнктурщика Сергея Михалкова, который в своих
детских произведениях неизменно поднимал «общественно-политическую
проблематику» и неизменно же – в строгом соответствии с официальной точкой
зрения властей.</p>
<p class="MsoNormal">
<o:p> </o:p></p>
<p class="MsoNormal">Ну и наконец, всем хорошо известно, что та же детская
литература, например, в разное время становилась своеобразной отдушиной для
советских писателей, уставших от советского государства или вовсе имеющих с ним
разные непримиримые стилистические разногласия. Для меня тут самыми харизматическими
примерами являются Хармс, Олейников и Введенский, но и в послевоенном поколении
литераторов при желании можно обнаружить те же явления.</p>
<p class="MsoNormal">
<o:p> </o:p></p>
<p class="MsoNormal">Сборник статей, изданных «Новым литературным обозрением»,
затрагивает все эти аспекты советского наследия, которое накрепко засело в нас.
В сущности, среди споров о советском, попыток лобовой интерпретации событий XX
века, обычно теряется главное, подлинное значение обсуждаемых вещей. Перед нами
одна из попыток восстановить детали, в которых, как известно, и кроется дьявол.</p>
<p class="MsoNormal">
<o:p> </o:p></p>
<p class="MsoNormal">В сборнике с любовью препарируются такие художественные
персонажи как доктор Айболит и Буратино, кот Леопольд и Хрюша, Винни-Пух и кот
Матроскин, а также, конечно же, Карлсон. Для примера возьмем, однако же, статью
Ильи Куклина, посвященную аномальным подробностям творчества детского писателя
Носова, автора знаменитого Незнайки.</p>
<p class="MsoNormal">
<o:p> </o:p></p>
<p class="MsoNormal">Знаменитую трилогию читали все. И, разумеется, став немного
постарше, многие вспоминали вторую и особенно третью части приключений Незнайки
как пропагандистские работы, в которых описывается, соответственно, коммунизм и
борьба честных граждан с дегенаративным искусством стиляг («Солнечный город), а
также звериный оскал капитализма и социалистическая революция («Незнайка на
Луне»).</p>
<p class="MsoNormal">
<o:p> </o:p></p>
<p class="MsoNormal">Куклин соглашается, что такая интерпретация является
наиболее очевидной. Но тут же предъявляет «семантические мины», которые
появляются у Носова (который вообще-то в других своих произведениях не был
замечен в пропаганде текущей генеральной линии в отличие от того же Михалкова)
еще в первой, самой безобидной книге, трилогии.</p>
<p class="MsoNormal">
<o:p> </o:p></p>
<p class="MsoNormal">В «Приключениях Незнайки и его друзей» (1954) описано
специальное устройство – «бормотограф». Некий бездарный писатель оставляет его
в гостях и записывает происходящие там разговоры, чтобы, как комментирует
Носов, перенести их в свои романы, сочинять которые естественным образом он не
в состоянии. Гости, однако, этот замысел разгадывают и намеренно говорят разную
ерунду. Параллели в реальной жизни советского человека комментировать,
думается, смысла не имеет.</p>
<p class="MsoNormal">
<o:p> </o:p></p>
<p class="MsoNormal">Куклин отнюдь не считает Носова тайным диссидентом. Он
настаивает на том, что идеологическая ткань его книг, на которую неизменно
обращают внимание взрослые читатели, намного сложнее, чем кажется на первый
взгляд. И далее Куклин находит у Носова скрытые цитаты из Гоголя, Леонида
Андреева, Рея Брэдбери и даже из Нового Завета. Вывод в статье такой: «в
романах Носова о Незнайке происходило обратное движение по сравнению с  развитием «официальной» советской детской
литературы з стихийная  эмансипация
сюжета и языка от идеологического и дидактического анализа. Двигателем этой
эмансипации становилась тотальная пародийность, превносящая в текст новое
эстетическое качество». А дети-то и не знали.</p>
<p class="MsoNormal">
<o:p> </o:p></p>
<p class="MsoNormal">И еще о политике – наряду с прочими «веселыми человечками» в
сборнике представлен и главный герой советского официального детства – Володя
Ульянов.</p>
<p class="MsoNormal"> </p>
<p class="MsoNormal"><em>Книга предоставлена магазином "Фаланстер".</em> <br>
</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".