Статья
1468 31 мая 2011 11:35

VI съезд Педагогического собрания

Премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что российская система школьного образования будет развиваться при сохранении принципа бесплатности.

«Мы обязательно сохраним бесплатное общее образование. Само собой разумеется. Это - одно из базовых положений нашей Конституции, и от него, конечно, никто не намерен отступать», - сказал Владимир Путин на съезде общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» (ВПС).

Он подчеркнул, что государство «должно и будет полностью оплачивать весь процесс образования, нести стопроцентную нагрузку по содержанию и развитию школ, включая ремонт, закупку оборудования и, разумеется, оплату учителей».

«Как и прежде, за счет бюджета в рамках госстандартов должна преподаваться вся основная образовательная программа, включая такие обязательные предметы, как русский язык, литература, иностранный язык, математика, физика, география, химия, история, биология, физкультура и так далее», - сказал глава правительства, добавив, что любая специализация образования, введение модульного принципа или профильных классов «не должна происходить в ущерб всестороннему развитию ребенка».

Владимир Путин считает, что система единого государственного экзамена (ЕГЭ) нуждается в совершенствовании, прежде всего в связи с необходимостью общественного контроля за проведением экзаменов.

«Конечно, система нуждается в совершенствовании, прежде всего с точки зрения расширения общественного контроля за проведением экзаменов», - сказал Путин на съезде общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрания».

Он подчеркнул, что «не на 100% защищены процедуры ЕГЭ и от разного рода злоупотреблений». «И в этом смысле критика со стороны преподавателей вузов, школьных учителей, родителей справедлива», - отметил премьер.

Глава правительства заявил, что «цель ЕГЭ - двигаться в сторону объективной, более независимой оценки качества - как качества обучения, так и работы самих педагогов». «Но главное - значительно расширить возможности детей из сельской местности, из отдаленных территорий продолжать образование в лучших образовательных центрах России», - отметил Владимир Путин.

Как особо подчеркнул премьер-министр, новый закон об образовании должен учитывать мнения учителей и родителей учеников.

«Я убежден, что базовые документы, такие, как закон об образовании, эффективно заработают только в том случае, если они будут понятны и приняты будут обществом, станут результатом широкой и открытой дискуссии: мало совещаться с узким кругом "записных" экспертов или вывешивать проекты на официальных сайтах - такая формальная общественная экспертиза никому не нужна и малоэффективна», - сказал Владимир Путин.

Он подчеркнул необходимость «выстраивать живые коммуникации, внимательно прислушиваться ко всем вопросам, которые высказываются родителями или самими учителями».

«Если есть реальная проблема, правовая недоработка, ее конечно следует устранять, и делать это нужно своевременно. Если же тревога общественности вызвана нехваткой информации, необходимо терпеливо разъяснять суть дела», - сказал Путин.

Он попросил считать вышесказанное прямым поручением Минобрнауки и профильным ведомствам в регионах.

«Всем нужно уметь воспринимать не только хорошее и приятное, но и критику. У нас на федеральном и региональном уровнях много общественных организаций, неравнодушных граждан, которые искренне хотят сделать российской образование лучше и современнее - их мнение, позицию, нужно не просто выслушивать, но и обязательно воспринимать, учитывать», - сказал глава правительства.

В течение 2011-2013 годов в регионы будет направлено из федерального бюджета дополнительно порядка 120 млрд рублей для модернизации системы образования, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин.

«Считаю, что не менее половины от этой суммы должно составить софинансирование со стороны регионов», - подчеркнул премьер.

По его словам, в августе 2011 года в регионы поступят первые 20 млрд рублей, в 2012 году в субъекты поступят 60 млрд, оставшиеся 40 млрд - в 2013 году.

Премьер также заявил, что значительное число российских школ находятся в плачевном техническом состоянии: более 10 тысяч школ требуют капитального ремонта.

По данным Путина, 20% средних учебных заведений не имеют системы водоснабжения, 15% - центрального отопления и одна четверть - канализации. «Более 900 школ и вовсе находятся в аварийном состоянии», - отметил глава правительства.

Премьер отметил, что через пять лет в России будет на 1 млн школьников больше, чем сегодня.

«Это не может не радовать, поскольку свидетельствует о том, что демографический проект в РФ развивается успешно, рождаемость растет. Но мы должны иметь это в виду и не попасть в такую же ситуацию, как с детскими садами: нужно вовремя создать необходимое количество школьных зданий и сооружений», - подчеркнул глава правительства.

Общероссийскому съезду предшествовали состоявшиеся в мае в большинстве регионов России конференции региональных организаций ВПС, в ходе которых были сформированы основные вопросы и повестка дня съезда.

Основные вопросы для обсуждения - кадровая ситуация в системе образования, положение сельских школ, методики преподавания и система оценки качества знаний, бюрократическая нагрузка на учителей, взаимоотношения школы и общества, и другие - поднимались в ходе прошедших 30 мая «круглых столов».

Одним из наиболее актуальных для российской школы остается вопрос о повышении престижа профессии учителя, улучшении оплаты труда работников образования.

На заседании правительства 4 апреля Владимир Путин предложил поддержать из федерального бюджета мероприятия регионов по укреплению инфраструктуры образования (ремонт и реконструкция школ, приобретение оборудования и школьного транспорта, пополнение библиотек, мероприятия по энергосбережению, повышение квалификации учителей) с тем, чтобы высвобождаемые средства могли быть направлены на повышение фондов оплаты труда учителей с общей целью довести среднюю зарплату работников образования до средней по экономике по каждому из субъектов Федерации.

По итогам исполнения Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, реализованной в комплексе с приоритетным национальным проектом «Образование», созданы основные механизмы модернизации образовательной системы, сформирована сеть инновационных образовательных учреждений. Приняты новые стандарты начального общего и основного общего образования, в которых впервые закреплены требования к условиям предоставления образования. Сформирована конкурентная среда, группы лидеров для распространения практики модернизации во всей системе образования Российской Федерации.

С целью обеспечения равных условий для получения качественного образования независимо от места жительства в 2007-2009 годах реализованы комплексные проекты модернизации региональных систем образования. За указанный период субъектам РФ на эти цели выделено из федерального бюджета 15,204 млрд рублей.

В частности, в 31 регионе, реализовавшем такие проекты в экспериментальном порядке, выявлены и апробированы на практике механизмы развития школы, обеспечивающие достойную зарплату учителям.

Для более 70% школьников обеспечены современные условия получения образования. Дети, проходящие обучение в 8,8 тыс. сельских школ, получили возможность пользоваться ресурсами современно оборудованных базовых учреждений, говорится в сообщении пресс-службы правительства.

В 2010 году построено 176 новых школ, в 5609 общеобразовательных учреждениях проведен капитальный ремонт,

Утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы.

Общероссийская общественная организация «Всероссийское педагогическое собрание» создана в ноябре 2006 года при поддержке партии «Единая Россия». Сегодня она объединяет более 320 тыс. членов из 73 регионов РФ - работников среднего и профессионального образования, представители работодателей, родительской общественности.

Комментарии экспертов

В сфере образования кадровый вопрос, наверное, остается самым актуальным, и он тесно связано с системой оплаты труда. В последние годы средний уровень заработной платы учителей возрос, однако пока еще сохраняются кадровые проблемы. Особенно это ощущается в сельской местности, в небольших городах. Эта проблема укладывается в общий тренд по оттоку населения в крупные города. Есть такая тенденция, особенно, если мы говорим о молодых людях, о перспективных кадрах, которые как раз и должны быть привлечены для подобной работы.

Но ситуация постепенно меняется. Создание новых стимулов, прежде всего материальных, способствует тому, чтобы люди (в том числе, педагогические работники) не уезжали. Но пока эта проблема до конца не решена, и на это требуется время.

Сегодня, по всей видимости, премьер-министр подтвердит важность данных приоритетов и тех задач, которые были ранее поставлены. Скорее всего, будут обозначены и новые меры для поддержки именно перспективных молодых кадров в регионах.

Что касается положительных изменений за последнее время, то самая видимая положительная тенденция отмечена была даже не в этом году, а несколько лет назад, когда в школы всех регионов повсеместно стали проводить Интернет. Это было не то чтобы революционно, но стало существенным шагом вперед.

Что касается мер по укреплению инфраструктуры образования, то региональным властям не всегда удается выполнять поставленные задачи.

Хотя кризис и преодолен, многие регионы по-прежнему имеют дефицитные бюджеты, и проблемы расходов на поддержание фондов (в том числе и школьного фонда) пока не всегда решаются достаточно оперативно.

Но, в целом, ситуация - не очень печальная, потому что федеральный центр контролирует этот процесс. Еще с того времени, как в школы проводился Интернет, центр уделяет большое внимание именно работе федеральных властей по поддержанию инфраструктуры. Тогда во многих случаях тоже возникала проблема, что в бюджетах не находилось средств на оплату Интернет-услуг. Тогда этот факт привлек самое пристальное внимание президента. И поэтому сейчас губернаторы, конечно, стараются не допускать подобных промахов и по возможности проводят все необходимые меры для того, чтобы содержать школьные учреждения в удовлетворительном состоянии.

В контексте проблем в сфере образования вопрос подготовки кадров стоит достаточно остро.

Особенно это ощущается в условиях перехода на новые стандарты, когда фактически все педагоги начальной школы в течение определенного срока (допустим, трех лет) должны пройти через систему повышения квалификации. А для этого требуется большое количество  дополнительных денег.

Курсы повышения квалификации уже открыты, и первые учителя уже готовятся пройти обучение. Но фактически нужно переучивать всех преподавателей. Первый этап – повышение квалификации учителей начальной школы, затем такой же курс пройдут и преподаватели средней школы.

На данный момент приоритетным остается вопрос материально-технического обеспечения школ, позволяющий перейти на новые стандарты. Многое уже делается – я имею в виду ремонт школ, их оснащение. Решается и вопрос повышения зарплат учителям.

Сейчас, я думаю, нужно реально воплотить все то, что уже решили и приняли за основу. А уже потом смотреть, что можно сделать еще.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".