Статья
31 Мая 2011 11:35

VI съезд Педагогического собрания

VI съезд Педагогического собрания
Фото: Shutterstock

Премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что российская система школьного образования будет развиваться при сохранении принципа бесплатности.

«Мы обязательно сохраним бесплатное общее образование. Само собой разумеется. Это - одно из базовых положений нашей Конституции, и от него, конечно, никто не намерен отступать», - сказал Владимир Путин на съезде общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» (ВПС).

Он подчеркнул, что государство «должно и будет полностью оплачивать весь процесс образования, нести стопроцентную нагрузку по содержанию и развитию школ, включая ремонт, закупку оборудования и, разумеется, оплату учителей».

«Как и прежде, за счет бюджета в рамках госстандартов должна преподаваться вся основная образовательная программа, включая такие обязательные предметы, как русский язык, литература, иностранный язык, математика, физика, география, химия, история, биология, физкультура и так далее», - сказал глава правительства, добавив, что любая специализация образования, введение модульного принципа или профильных классов «не должна происходить в ущерб всестороннему развитию ребенка».

Владимир Путин считает, что система единого государственного экзамена (ЕГЭ) нуждается в совершенствовании, прежде всего в связи с необходимостью общественного контроля за проведением экзаменов.

«Конечно, система нуждается в совершенствовании, прежде всего с точки зрения расширения общественного контроля за проведением экзаменов», - сказал Путин на съезде общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрания».

Он подчеркнул, что «не на 100% защищены процедуры ЕГЭ и от разного рода злоупотреблений». «И в этом смысле критика со стороны преподавателей вузов, школьных учителей, родителей справедлива», - отметил премьер.

Глава правительства заявил, что «цель ЕГЭ - двигаться в сторону объективной, более независимой оценки качества - как качества обучения, так и работы самих педагогов». «Но главное - значительно расширить возможности детей из сельской местности, из отдаленных территорий продолжать образование в лучших образовательных центрах России», - отметил Владимир Путин.

Как особо подчеркнул премьер-министр, новый закон об образовании должен учитывать мнения учителей и родителей учеников.

«Я убежден, что базовые документы, такие, как закон об образовании, эффективно заработают только в том случае, если они будут понятны и приняты будут обществом, станут результатом широкой и открытой дискуссии: мало совещаться с узким кругом "записных" экспертов или вывешивать проекты на официальных сайтах - такая формальная общественная экспертиза никому не нужна и малоэффективна», - сказал Владимир Путин.

Он подчеркнул необходимость «выстраивать живые коммуникации, внимательно прислушиваться ко всем вопросам, которые высказываются родителями или самими учителями».

«Если есть реальная проблема, правовая недоработка, ее конечно следует устранять, и делать это нужно своевременно. Если же тревога общественности вызвана нехваткой информации, необходимо терпеливо разъяснять суть дела», - сказал Путин.

Он попросил считать вышесказанное прямым поручением Минобрнауки и профильным ведомствам в регионах.

«Всем нужно уметь воспринимать не только хорошее и приятное, но и критику. У нас на федеральном и региональном уровнях много общественных организаций, неравнодушных граждан, которые искренне хотят сделать российской образование лучше и современнее - их мнение, позицию, нужно не просто выслушивать, но и обязательно воспринимать, учитывать», - сказал глава правительства.

В течение 2011-2013 годов в регионы будет направлено из федерального бюджета дополнительно порядка 120 млрд рублей для модернизации системы образования, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин.

«Считаю, что не менее половины от этой суммы должно составить софинансирование со стороны регионов», - подчеркнул премьер.

По его словам, в августе 2011 года в регионы поступят первые 20 млрд рублей, в 2012 году в субъекты поступят 60 млрд, оставшиеся 40 млрд - в 2013 году.

Премьер также заявил, что значительное число российских школ находятся в плачевном техническом состоянии: более 10 тысяч школ требуют капитального ремонта.

По данным Путина, 20% средних учебных заведений не имеют системы водоснабжения, 15% - центрального отопления и одна четверть - канализации. «Более 900 школ и вовсе находятся в аварийном состоянии», - отметил глава правительства.

Премьер отметил, что через пять лет в России будет на 1 млн школьников больше, чем сегодня.

«Это не может не радовать, поскольку свидетельствует о том, что демографический проект в РФ развивается успешно, рождаемость растет. Но мы должны иметь это в виду и не попасть в такую же ситуацию, как с детскими садами: нужно вовремя создать необходимое количество школьных зданий и сооружений», - подчеркнул глава правительства.

Общероссийскому съезду предшествовали состоявшиеся в мае в большинстве регионов России конференции региональных организаций ВПС, в ходе которых были сформированы основные вопросы и повестка дня съезда.

Основные вопросы для обсуждения - кадровая ситуация в системе образования, положение сельских школ, методики преподавания и система оценки качества знаний, бюрократическая нагрузка на учителей, взаимоотношения школы и общества, и другие - поднимались в ходе прошедших 30 мая «круглых столов».

Одним из наиболее актуальных для российской школы остается вопрос о повышении престижа профессии учителя, улучшении оплаты труда работников образования.

На заседании правительства 4 апреля Владимир Путин предложил поддержать из федерального бюджета мероприятия регионов по укреплению инфраструктуры образования (ремонт и реконструкция школ, приобретение оборудования и школьного транспорта, пополнение библиотек, мероприятия по энергосбережению, повышение квалификации учителей) с тем, чтобы высвобождаемые средства могли быть направлены на повышение фондов оплаты труда учителей с общей целью довести среднюю зарплату работников образования до средней по экономике по каждому из субъектов Федерации.

По итогам исполнения Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, реализованной в комплексе с приоритетным национальным проектом «Образование», созданы основные механизмы модернизации образовательной системы, сформирована сеть инновационных образовательных учреждений. Приняты новые стандарты начального общего и основного общего образования, в которых впервые закреплены требования к условиям предоставления образования. Сформирована конкурентная среда, группы лидеров для распространения практики модернизации во всей системе образования Российской Федерации.

С целью обеспечения равных условий для получения качественного образования независимо от места жительства в 2007-2009 годах реализованы комплексные проекты модернизации региональных систем образования. За указанный период субъектам РФ на эти цели выделено из федерального бюджета 15,204 млрд рублей.

В частности, в 31 регионе, реализовавшем такие проекты в экспериментальном порядке, выявлены и апробированы на практике механизмы развития школы, обеспечивающие достойную зарплату учителям.

Для более 70% школьников обеспечены современные условия получения образования. Дети, проходящие обучение в 8,8 тыс. сельских школ, получили возможность пользоваться ресурсами современно оборудованных базовых учреждений, говорится в сообщении пресс-службы правительства.

В 2010 году построено 176 новых школ, в 5609 общеобразовательных учреждениях проведен капитальный ремонт,

Утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы.

Общероссийская общественная организация «Всероссийское педагогическое собрание» создана в ноябре 2006 года при поддержке партии «Единая Россия». Сегодня она объединяет более 320 тыс. членов из 73 регионов РФ - работников среднего и профессионального образования, представители работодателей, родительской общественности.

Комментарии экспертов
<p>В сфере образования кадровый вопрос, наверное, остается самым актуальным, и он тесно связано с системой оплаты труда. В последние годы средний уровень заработной платы учителей возрос, однако пока еще сохраняются кадровые проблемы. Особенно это ощущается в сельской местности, в небольших городах. Эта проблема укладывается в общий тренд по оттоку населения в крупные города. Есть такая тенденция, особенно, если мы говорим о молодых людях, о перспективных кадрах, которые как раз и должны быть привлечены для подобной работы.<br />
<br />
Но ситуация постепенно меняется. Создание новых стимулов, прежде всего материальных, способствует тому, чтобы люди (в том числе, педагогические работники) не уезжали. Но пока эта проблема до конца не решена, и на это требуется время.<br />
<br />
Сегодня, по всей видимости, премьер-министр подтвердит важность данных приоритетов и тех задач, которые были ранее поставлены. Скорее всего, будут обозначены и новые меры для поддержки именно перспективных молодых кадров в регионах.<br />
<br />
Что касается положительных изменений за последнее время, то самая видимая положительная тенденция отмечена была даже не в этом году, а несколько лет назад, когда в школы всех регионов повсеместно стали проводить Интернет. Это было не то чтобы революционно, но стало существенным шагом вперед.<br />
<br />
Что касается мер по укреплению инфраструктуры образования, то региональным властям не всегда удается выполнять поставленные задачи.<br />
<br />
Хотя кризис и преодолен, многие регионы по-прежнему имеют дефицитные бюджеты, и проблемы расходов на поддержание фондов (в том числе и школьного фонда) пока не всегда решаются достаточно оперативно.<br />
<br />
Но, в целом, ситуация - не очень печальная, потому что федеральный центр контролирует этот процесс. Еще с того времени, как в школы проводился Интернет, центр уделяет большое внимание именно работе федеральных властей по поддержанию инфраструктуры. Тогда во многих случаях тоже возникала проблема, что в бюджетах не находилось средств на оплату Интернет-услуг. Тогда этот факт привлек самое пристальное внимание президента. И поэтому сейчас губернаторы, конечно, стараются не допускать подобных промахов и по возможности проводят все необходимые меры для того, чтобы содержать школьные учреждения в удовлетворительном состоянии.</p>
<p>В контексте проблем в сфере образования вопрос подготовки кадров стоит достаточно остро.<br />
<br />
Особенно это ощущается в условиях перехода на новые стандарты, когда фактически все педагоги начальной школы в течение определенного срока (допустим, трех лет) должны пройти через систему повышения квалификации. А для этого требуется большое количество  дополнительных денег.<br />
<br />
Курсы повышения квалификации уже открыты, и первые учителя уже готовятся пройти обучение. Но фактически нужно переучивать всех преподавателей. Первый этап – повышение квалификации учителей начальной школы, затем такой же курс пройдут и преподаватели средней школы.<br />
<br />
На данный момент приоритетным остается вопрос материально-технического обеспечения школ, позволяющий перейти на новые стандарты. Многое уже делается – я имею в виду ремонт школ, их оснащение. Решается и вопрос повышения зарплат учителям. <br />
<br />
Сейчас, я думаю, нужно реально воплотить все то, что уже решили и приняли за основу. А уже потом смотреть, что можно сделать еще.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".