Статья
8 Января 2010 0:01

Викиномика

<p>Как массовое сотрудничество людей изменит наши представления о мире и экономике на примере крупнейшей интернет-энциклопедии.</p>
Комментарии экспертов
<p align="justify">Совершенно непонятно, кто является целевой аудиторией книг по бизнесу.
Сами бизнесмены и наемные менеджеры книг не читают по очевидным
причинам: бизнес и чтение в одной человеческой жизни просто не
помещаются. Кроме того, такие книги вряд ли смогут помочь практику
изменить свои навыки. Последние трансформируются под воздействием
реальности. Реальность же в России такова, что ни один игрок на рынке в
здравом уме не напишет правдивой книги о своем бизнесе. Бизнес здесь и
сейчас неотделим от коррупции, каким бы высокими не были ваши моральные
принципы. Следовательно, книги по бизнесу пишутся не для бизнеса.<br>
<br>
Отчасти
они, разумеется, выполняют презентационные функции. Бизнес как важная
часть человеческой деятельности нуждается в собственном книгоиздании
подобно рыболовству или цирковому искусству. Но книги о рыболовстве
читают рыболовы. Книги о цирке, очевидно, директор цирка. Кто же читает
так называемую бизнес-литературу? На мой взгляд, люди не имеющие к
коммерции ни малейшего отношения. Студенты, которые хотят стать
миллионерами, лысеющие клерки, мечтающие о собственном деле, а пока
коротающие время за одноклассниками. А еще - социогуманитарные
мыслители. Те самые, которые никогда не управляли даже сами собой, не
говоря уже об отделах и компаниях.<br>
<br>
Думаю, что книга Тапскотта и
Уильямса написана специально для них. Для тех, чья цель состоит не в
том, чтобы сделать что-то, а в том, чтобы понять, как все устроено на
самом деле. На этой основе уже можно критиковать капитализм или,
напротив, желать ему освобождения от цепких лап бюрократии. За этим мы
и читаем такие книги.<br>
<br>
"Викиномика" посвящена одной совершенно
конкретной проблеме. Классическая экономическая теория утверждает, что
общественное благо появляется в результате конкуренции. Однако практика
начала XXI века говорит об ином. Благодаря интернету люди учатся
создавать массовые международные сети сотрудничества, которые способны
давать поразительные результаты. Самым известным примером продукта,
созданного в результате такого сотрудничества, остается "Википедия",
которая, кажется, теперь известна уже каждому жителю развитых стран.<br>
<br>
Другой
пример - форум torrents.ru, который стал настоящим заповедником
русскоязычной культуры в сети. Здесь можно найти буквально все, начиная
от первых русских немых фильмов и заканчивая музыкой независимых групп
из стран бывшего СССР. Естественно как зачастую и в случае с
"Википедией" возникает вопрос авторских прав, но сейчас я говорю не об
этом. Форум стал возможен именно благодаря сотрудничеству огромного
количества людей, которые конвертируют свои аудиодиски и dvd, сканируют
свои книги и выкладывают все это в сеть. Это следствие естественного
человеческого желания делиться своими культурными ценностями.<br>
<br>
Тапскотт
и Уильямс утверждают, однако, что в действительности такое
сотрудничество возможно не только в рамках чисто некоммерческих
проектов. Современный бизнес тоже может взять "викиномику" на
вооружение. Для этого следует учитывать четыре ее основные
характеристики. Это открытость, связность, распределенность и
глобальность. По сути авторы предлагают оценивать возникновение
"викиномики" как неожиданный эффект глобализации бизнеса, ее стремления
передавать максимальное число функций на аутсорсинг. То есть
парадоксальным образом сотрудничество возникает именно в рамках того
процесса, за который современный капитализм так яростно ругают
"антиглобалисты"! Осознав выгоду от сотрудничества, пишут авторы,
бизнес сможет увеличить прибыль, а люди, объединенные им шагнуть на шаг
вперед по социальной лестнице.<br>
<br>
Остается добавить, что русский
перевод книги редактировался всеми желающими на сайте
http://wikinomika.ru/ строго в соответствии методу, предложенному
авторами. <br>
</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".