Статья
25 8 Января 2010 0:01

Викиномика

Как массовое сотрудничество людей изменит наши представления о мире и экономике на примере крупнейшей интернет-энциклопедии.

Комментарии экспертов

Совершенно непонятно, кто является целевой аудиторией книг по бизнесу. Сами бизнесмены и наемные менеджеры книг не читают по очевидным причинам: бизнес и чтение в одной человеческой жизни просто не помещаются. Кроме того, такие книги вряд ли смогут помочь практику изменить свои навыки. Последние трансформируются под воздействием реальности. Реальность же в России такова, что ни один игрок на рынке в здравом уме не напишет правдивой книги о своем бизнесе. Бизнес здесь и сейчас неотделим от коррупции, каким бы высокими не были ваши моральные принципы. Следовательно, книги по бизнесу пишутся не для бизнеса.

Отчасти они, разумеется, выполняют презентационные функции. Бизнес как важная часть человеческой деятельности нуждается в собственном книгоиздании подобно рыболовству или цирковому искусству. Но книги о рыболовстве читают рыболовы. Книги о цирке, очевидно, директор цирка. Кто же читает так называемую бизнес-литературу? На мой взгляд, люди не имеющие к коммерции ни малейшего отношения. Студенты, которые хотят стать миллионерами, лысеющие клерки, мечтающие о собственном деле, а пока коротающие время за одноклассниками. А еще - социогуманитарные мыслители. Те самые, которые никогда не управляли даже сами собой, не говоря уже об отделах и компаниях.

Думаю, что книга Тапскотта и Уильямса написана специально для них. Для тех, чья цель состоит не в том, чтобы сделать что-то, а в том, чтобы понять, как все устроено на самом деле. На этой основе уже можно критиковать капитализм или, напротив, желать ему освобождения от цепких лап бюрократии. За этим мы и читаем такие книги.

"Викиномика" посвящена одной совершенно конкретной проблеме. Классическая экономическая теория утверждает, что общественное благо появляется в результате конкуренции. Однако практика начала XXI века говорит об ином. Благодаря интернету люди учатся создавать массовые международные сети сотрудничества, которые способны давать поразительные результаты. Самым известным примером продукта, созданного в результате такого сотрудничества, остается "Википедия", которая, кажется, теперь известна уже каждому жителю развитых стран.

Другой пример - форум torrents.ru, который стал настоящим заповедником русскоязычной культуры в сети. Здесь можно найти буквально все, начиная от первых русских немых фильмов и заканчивая музыкой независимых групп из стран бывшего СССР. Естественно как зачастую и в случае с "Википедией" возникает вопрос авторских прав, но сейчас я говорю не об этом. Форум стал возможен именно благодаря сотрудничеству огромного количества людей, которые конвертируют свои аудиодиски и dvd, сканируют свои книги и выкладывают все это в сеть. Это следствие естественного человеческого желания делиться своими культурными ценностями.

Тапскотт и Уильямс утверждают, однако, что в действительности такое сотрудничество возможно не только в рамках чисто некоммерческих проектов. Современный бизнес тоже может взять "викиномику" на вооружение. Для этого следует учитывать четыре ее основные характеристики. Это открытость, связность, распределенность и глобальность. По сути авторы предлагают оценивать возникновение "викиномики" как неожиданный эффект глобализации бизнеса, ее стремления передавать максимальное число функций на аутсорсинг. То есть парадоксальным образом сотрудничество возникает именно в рамках того процесса, за который современный капитализм так яростно ругают "антиглобалисты"! Осознав выгоду от сотрудничества, пишут авторы, бизнес сможет увеличить прибыль, а люди, объединенные им шагнуть на шаг вперед по социальной лестнице.

Остается добавить, что русский перевод книги редактировался всеми желающими на сайте http://wikinomika.ru/ строго в соответствии методу, предложенному авторами.


© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".