Виктор Астафьев
Страницы творческой судьбы писателя, материалы которые удалось связать в единое целое и проследить основные вехи биографии и творчества Астафьева.Биография и наследие Виктора Петровича Астафьева достаточно неплохо изучены. Так нас, во всяком случае, уверяет аннотация, а авторским аннотациям в таких самокритичных случаях надо верить.
Т.е., выходит, что работа Юрия Ростовцева (кстати, это вторая его книга, посвящённая Астафьеву) — это что-то вроде обязательной галочки для ЖЗЛ, которую, кажется, скоро придётся закрывать, т.к. страшно подумать, чью биографию после Железной Маски и Короля Артура серия может принять. Возможно, Колобка.
Галочка, конечно, галочкой, но биография самого странного позднего советского писателя получилась неплохой, т.к. вышла достаточно полной и не слишком предвзятой.
Мы привыкли воспринимать Астафьева как что-то такое про лисичек и природу и имеем привычку забывать, что Астафьев входил в число подписантов Письма сорока двух — демшизового кошмара, требовавшего против коммунистов мер похуже тех, что были против самой демшизы в СССР. Да и некоторую прозу Астафьева иначе как антисоветской не назовёшь. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что в юности, начиная со смерти матери Астафьев видел в жизни мало приятных вещей.
Конечно, можно ставить писателю в вину, что, будучи лауреатом двух госпремий СССР, героем соцтруда (со всеми вытекающими) и депутатом — Астафьев правильно почувствовав куда дует ветер, решился на такой шаг. Но судить классика, именем которого названа уже его собственная премия дело неблагодарно и бесполезное. Теперь он вмурован в ЖЗЛ, так что споры вокруг его имени наконец утихнут.
Юрий Ростовцев, «Виктор Астафьев», М.: ЖЗЛ, Молодая гвардия, 2009 — 400 с.