Статья
5993 22 Апреля 2020 16:26

Виртуальный протест и суровая реальность

Виртуальные митинги против режима самоизоляции, которые прошли на просторах карт «Яндекс.Навигатора» сразу в нескольких городах, демонстрируют не только проблемы борьбы с распространением пандемии коронавируса и очевидную неудовлетворенность некоторых граждан государственными мерами поддержки, но и явный кризис протестных форм активности, который наблюдался и до пандемии, но в новых условиях актуализируется особенно явно.

Не первый, но не последний

Случай с «Яндекс.Навигатором» не является уникальным. Ранее в том же сервисе можно было наблюдать «стихийные митинги» водителей, которые были недовольны перекрытием автомобильных дорог и многочасовыми пробками. В мировой практике тоже существует множество примеров виртуальных протестов.

Первым случаем онлайн акции протеста считается кейс компании Yahoo!, которая в 1999 году внесла изменения в свои условия обслуживания, согласно которым любое содержимое, размещенное на их серверах, могло быть использовано Yahoo! для любых целей, которые они сочтут подходящими. В ответ владельцы сайтов покрасили свои страницы в серый цвет, что затруднило чтение информации, также они указали причину этих изменений, тем самым выразив протест против действий компании. Этот протест в купе с другими инициативами привел к тому, что Yahoo! отказалась от нововведений.

Одной из первых по-настоящему виртуальных акций считается протест сотрудников итальянского подразделения IBM, которые были не согласны с низким уровнем оплаты труда. Профсоюз под названием Rappresentanza Sindacale Unitaria провел акцию 27 сентября 2007 года на площадке «Second Life» — это трёхмерный виртуальный мир с элементами социальной сети, запущенный в 2003 году.



Акция оказалась довольно успешной. По словам организаторов, в ней приняли участие 1853 человек из 30 разных стран. А к самому событию удалось привлечь внимание, в результате чего генеральный директор итальянской компании IBM ушел в отставку, а работники получили повышение зарплат.

Коллективные виртуальные действия стали некой обыденностью с развитием и популяризацией онлайн игр. Например, в 2016 году во время закрытия самого большого частного сервера Nostalrius в игре World of Warcraft, несколько тысяч игроков проводили акции протеста против этого действия.



Политологи и социологи еще в начале нулевых начали изучать специфику переноса привычных нам офлайн форм социального и политического взаимодействия в виртуальное пространство: какие новые возможности дает интернет, существуют ли новые проблемы и риски. Становится ли виртуальная сеть мобилизационным инструментом или же, напротив, канализирует протест. Все эти вопросы отчасти и сегодня остаются актуальными, так как появляются новые поколения, которые по-другому ведут себя в сети, поэтому несколько лет назад мы видели так много работ о политическом поведении поколения Z, появляются новые технологические решения, все это толкает дискуссию вперед.

Знаковой вехой в дискуссии вокруг места и роли виртуального протеста можно считать феномен так называемой «твиттер-революции». Были написаны тысячи научных статей, проведены сотни круглых столов как в офлайн, там к и в онлайн формате. В то время звучали самые разные версии: протест уйдет в сеть, блоги — новый вид протестной коммуникации и множество других версий.

Изучение виртуальных протестов и влияния сети на протест вообще ведется и по сей день. А пандемия коронавируса и ограничение на свободу передвижения способствуют появлению не только новых кейсов, но и дополнительных условий, меняющих представление о сетевом протесте.

Специфика онлайн протеста

Исследователь Крис Руйгрок полагает, что интернет становится фактором риска для авторитарных режимов, так как он способствует росту протестной активности за счет четырех механизмов: а счет снижения затрат и рисков для оппозиционных групп, путем изменения установок, путем уменьшения информационной неопределенности для потенциальных протестующих, путем мобилизующего эффекта драматических образов и видеоматериалов.

«В отличие от более ранних коммуникационных технологий, использование Интернета позволяет в режиме реального времени взаимодействовать большому количеству пользователей без централизованного контроля. А сами пользователи больше не просто реципиенты, они могут активно делиться информацией с большими группами людей. Это помогает расширить права и возможности граждан по отношению к правительствам, поскольку у граждан резко расширяется доступ к (альтернативной) информации», — пишет Руйгрок.

Используя глобальную выборку для за 1993-2010 гг., на основе эмпирических данных он доказывает, что Интернет способствует мобилизации в авторитарных режимах, несмотря на авторитарные попытки контролировать киберпространство, и что он не имеет такой эффект в демократических государствах.

При этом он отмечает, что авторитарные режимы по-прежнему могут быть довольно эффективными в вопросах регулирования виртуального пространства и контроля протестной активности в сети. Собственно, наш кейс это подтверждает, «Яндекс» довольно быстро удалил метки участников виртуальных митингов, объяснив это тем, что пользователи нарушили условия сервиса.

Фактор пандемии

Одним из ключевых факторов, почему сейчас протест ушел в сеть стал режим самоизоляции, который в разной форме и степени объявлен во всех российских регионах. Учитывая, что по мнению многих экспертов, после снятия всех карантинных мер мы окажемся в посткоронавирусной эре, где социальная дистанция станет новой общественной нормой, проведение офлайн массовых акций протеста представляется маловероятным в ближайшее время.

Переходу в онлайн и поиску новых форматов будет также способствовать разочарованность российской оппозиции в митингах. Многотысячные акции протеста, которые проходили летом 2019 года в Москве, по большому счету ни к чему не привели, что серьезно демотивировало организаторов офлайн акций. Кроме того, митинги стали обладать высокими издержками как для организаторов, так и для участников, что также побуждает искать новые форматы.

Виртуальные митинги на просторах «Яндекса» — это, можно сказать, «проба пера», и в ближайшее время мы сможем увидеть новые онлайн акции, однако для их эффективности инициаторам необходимо преодолеть ряд рисков и решить несколько сложных вопросов.

Риски

— Контроль. Площадка должна быть под контролем. Можно написать миллион комментариев, но если администрация ресурса, как это сделал «Яндекс», их удалит или заблокирует доступ к ресурсу, то никакого эффекта не будет.

— Внимание. Площадка должна быть массовой. При этом необходимо обеспечить наличие «случайных людей», которые и должны обратить внимание на акцию и требования, которые выдвигают инициаторы. Это значит, что вариант какой-то закрытой комнаты, пусть и на своим личном сервере, является непривлекательным.

— Деанонимизация. У участников подобных форматов может возникать ложное чувство безопасности. Однако и в этом случае можно пострадать, но не от росгвардейца, как в случае с уличным протестом, а от сотрудника центра Э.

— Последствия. Массовые виртуальные акции протеста должны нести угрозу последствий в реальном поле. Мы не просто так представили примеры разных виртуальных акций в первой части этого текста. Сотрудники IBM могли угрожать тем, что в случае, если к их требованиям не прислушаются, виртуальная забастовка станет реальной, поэтому к ним пошли на встречу. Игроки WoW не могли ничем угрожать ни Blizzard, ни владельцам частного сервера, поэтому в итоге он был просто удален.

— Коммуникация. Для эффективности подобных форматов необходим эффективный кооператор, который бы смог организовать виртуальную активность. В офлайн режиме это сделать проще, так как непосредственно на акции протеста внимание пользователя не рассеивается на посторонние вещи, онлайн формат создает в этом плане определенные трудности.

Интересно и то, кто сможет предложить нечто нестандартное в современных условиях. Акция в «Яндекс.Навигаторе» получилась довольно спонтанно, пока оппозиционеры на самоизоляции пытаются применять традиционные методы работы со своими сторонниками — онлайн петиции, распространение роликов и т.д. Новое время и меняющаяся социальная реальность требуют новых нестандартных решений.

Михаил Карягин, эксперт Центра политической конъюнктуры

Комментарии для сайта Cackle
26 Июня 2020 Новости
Интернет догоняет традиционные СМИ
 Интернет догоняет традиционные СМИ Количество россиян, предпочитающих получать новости из интернета, практически сравнялось с числом граждан, которые предпочитают традиционные СМИ. По данным ФОМ, 41% опрошенных ответили, что предпочитают получать информацию из интернета...
25 Июня 2020 Новости
Не хотят общаться с народом: эксперты составили рейтинг открытости губернаторов
 Не хотят общаться с народом: эксперты составили рейтинг открытости губернаторов Большинство глав регионов используют свои интернет ресурсы для информирования граждан, но не для коммуникации с ними, к такому выводу пришли эксперты Центра политической конъюнктуры, которые совместно с Проектным центром «Инфометр» изучили сайты губернаторов и составили рейтинг интернет-открытости.
29 Мая 2020 Новости
Голосование уходит в сеть
 Голосование уходит в сеть Более половины россиян попробовали бы проголосовать на выборах через интернет, если бы им представилась такая возможность, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на исследование ВЦИОМа и Центра политической конъюнктуры.
© 2008 - 2020 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".