Статья
1462 14 марта 2011 9:46

Визит Байдена

В начале марта 2011 года активизировались российско-американские контакты. 9-10 марта Россию посетил вице-президент США Джозеф Байден. В ходе своей поездки он провел переговоры с президентом РФ Дмитрием Медведевым и председателем правительства РФ Владимиром Путиным. Одновременно ряд встреч состоялся и по линии внешнеполитических ведомств. 8 марта прошли консультации сопредседателей Рабочей группы по политической координации российско-американской Президентской комиссии - заместителя министра иностранных дел РФ Сергея Рябкова и старшего заместителя госсекретаря США по политическим вопросам Уильяма Бёрнса. А 10 марта состоялось очередное заседание Рабочей группы по контролю над вооружениями Президентской комиссии под председательством Рябкова и старшего заместителя государственного секретаря Эллен Таушер.

Основным событием российско-американского диалога начала весны стал приезд Байдена. В феврале 2009 года именно вице-президент США провозгласил курс администрации Барака Обамы на «перезагрузку» отношений с РФ. Его выступление на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности положило начало текущему формату отношений. В последующем Байден не участвовал в прямом диалоге по линии Москва-Вашингтон. Но он входил в число основных спикеров, комментировавших ход двустороннего взаимодействия. Визит второго человека в кабинете Обамы выступил своеобразной способом ревизии российско-американских контактов, проведенным лицом, задавшим им общую динамику на старте.

Мотивы организации турне Байдена носят двойственный характер. С одной стороны, в преддверии начала активной стадии кампании по выборам президента США, команде Обамы было важно в очередной раз подчеркнуть стабильность диалога с РФ. «Перезагрузка» российско-американских отношений позиционируется администрацией демократов как важнейший внешнеполитический успех с момента начала собственной легислатуры в январе 2009 года. К этому подталкивает не столько её предметное содержание (которое сводится к новому договору о сокращении стратегических наступательных вооружений - ДСНВ), сколько отсутствие крупных результатов на других направлениях. В 2009-2011 годах действующее правительство не смогли решить практически ни одной проблемы, из тех, что достались ему в наследство от кабинета Джорджа Буша-мл. Не было достигнуто прогресса и по долгоиграющим вопросам глобальной повестки дня. В условиях перехода американской политической жизни в предвыборный режим, Белому дому было важно заставить избирателей, интересующихся международными вопросами, «вспомнить» о «перезагрузке», что косвенно должно иметь благоприятный эффект для личного политического рейтинга Обамы. Не случайно, что в качестве субъекта, инициирующего внимание электората, был выбран Байден - с ним понятие «перезагрузка» связано напрямую.

С другой стороны, Белый дом был заинтересован в том, чтобы «прозондировать» российскую внутриполитическую конъюнктуры в преддверии выборов президента РФ, намеченных на 2012 год. Безусловно, у команды Обамы нет гарантий, что именно она будет строить отношения с новым российским лидером. Нельзя исключать, что в ноябре 2012 года власть в США от демократов перейдет к республиканцам. Кроме того, демократическое правительство относится к характеру политического режима в РФ более индифферентно, чем администрации, представляющие «Великую старую партию» (GOP). Тем не менее, Вашингтон традиционно «хочет знать», каков баланс политических сил в странах, входящих в «Большую восьмерку». К этому его подталкивает статус ведущей мировой державы, имеющей интересы во всех регионах мира. Двойственный характер визита подчеркивает внешнеполитическая компетенция Байдена. Его зарубежные поездки делятся на две группы. К первой относятся визиты, совершаемые с целью констатации стабильного характера отношений с тем или иным государством или группой государств. Достаточно вспомнить поездку в Брюссель и турне по странам Восточной Европы. Во вторую группу входят визиты «зондирующего» характера. В ходе них вице-президент оценивает настроения местных элит, их субъектный потенциал, возможности для развития диалога с США. Часто они осуществляются в тех случаях, когда их не может совершить Обама. К этой категории относятся поездки Байдена в Ливан, Сербию, Украину. В случае с Россией речь идет об объединении констатирующего (ориентированного на американские внутриполитические запросы) и зондирующего статусов визита.

Предметная составляющая поездки была подчинена её мотивам. По итогам турне никаких соглашений подписано не было. Тем не менее, на встречах с Медведевым и Путиным Байден активно обсуждал вопросы расширения экономического сотрудничества. Речь, прежде всего, идет о привлечении на российский рынок американских инвестиций и технологий. Обеим целям была посвящена встреча вице-президента США с российскими бизнесменами. Действия Байдена укладываются в идею т.н. «экономической перезагрузки», которая была провозглашена кабинетом Обамы в качестве новой основы российско-американских отношений. Перспективы масштабной интенсификации двустороннего торгово-экономического диалога пока представляются достаточно сомнительными. Интересы американского бизнеса в РФ уже сложились и носят узкоспециализированный характер. Высокие технологии и инвестиции входят в их число, но занимают далеко не самое видное место. Помимо этого деловое сообщество США рассматривает инвестиционный климат в России как непривлекательный. Тенденций к изменению таких настроений пока нет. Представляется, что демократической администрации и не нужно наполнять свои заявления о «экономической перезагрузке» практическим содержанием. Ей важно обозначить саму возможность наращивания экономических связей и выдать это за успех Обамы во внешней среде.

Основная интрига визита Байдена заключалась в его встрече с Путиным. По сведениям, циркулирующим в Вашингтоне, летом 2009 года американский вице-президент отказался от совместной работы с российским премьером в рамках двусторонней межправительственной комиссии по аналогии с комиссией Гор-Черномырдин. Байден оценил идею регулярного взаимодействия с Путиным негативно. По его мнению, глава российского правительства несет прямую ответственность за нарушения гражданских прав и свобод и сворачивание в РФ процесса демократизации. В результате двусторонняя комиссия была создана, но под эгидой двух президентов. Байден же на этом фоне отметился рядом критических замечаний в отношении России. В реалиях марта 2011 года второй человек в администрации демократов встретился с Путиным. Несмотря на отсутствие симпатий, обмен мнениями прошел в позитивном ключе с обсуждением предметной стороны российско-американского взаимодействия. Тем самым команда президента США дала понять, что ради поддержания благоприятного реноме «перезагрузки» в контексте предвыборной кампании Обамы готова на проведение встреч, невзирая на личные настроения своих представителей.

Максим Минаев, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".