Сказано
1195 23 января 2010 0:01

Владислав Сурков, первый заместитель руководителя администрации президента РФ

На первом заседании российско-американской рабочей группы по гражданскому обществу 27 января в Вашингтоне будут обсуждаться борьба с коррупцией, преступления против детей и негативные стереотипы, сообщил возглавляющий группу с российской стороны первый замруководителя администрации президента РФ Владислав Сурков.

«Рабочая группа соберется на свое первое заседание в США в Вашингтоне 27 января», - сказал Владислав Сурков в интервью, которое публикует в пятницу газета «Известия».

По его словам, встрече предшествовала значительная организационная работа, в ходе которой обеими сторонами были согласованы принципы и направления деятельности группы.

«По инициативе российской стороны в повестку включены следующие темы: борьба с коррупцией, миграция (прежде всего проблема нелегальной миграции), положение заключенных, а также борьба с преступлениями против детей», - отметил первый замглавы администрации президента РФ.

Он добавил, что по предложению американской стороны «будут обсуждаться негативные стереотипы и мифы, которые присутствуют в наших взаимоотношениях».

Владислав Сурков отметил, что при формировании повестки стороны стремились обходить вопросы, по которым «вряд ли сможем пока договорится». «К ним мы будем приближаться постепенно, по мере того, как будет углубляться наше взаимопонимание», - пояснил он.

«В Вашингтоне мы будем обсуждать только борьбу с коррупцией, преступления против детей и негативные стереотипы», - подчеркнул первый замглавы администрации президента.

Отвечая на вопрос, будет ли российская сторона ставить вопрос о гибели детей из РФ, усыновленных американскими родителями, Владислав Сурков сказал: «Хотел бы особо подчеркнуть, что мы не будем по темам повестки указывать друг другу, что делать, а что не делать, не будем читать лекции. Не в этом цель нашей рабочей группы. Мы знаем, что в США озабочены этой проблемой и занимаются ее решением. Проблем же с насилием над усыновленными детьми хватает и у нас самих».

По его словам, в процессе подготовки заседания рабочей группы были некоторые шероховатости, «в целом же процесс идет позитивно и есть уже определенные успехи».

«Американская сторона демонстрирует корректное и очень доброжелательное отношение к нашей совместной деятельности. Мы, со своей стороны, также сделаем все возможное, чтобы работа группы была успешной», - сказал Сурков.

Касаясь критики в свой адрес со стороны некоторых российских правозащитных организаций и ряда американских конгрессменов, он сказал: «Каждый имеет право на свое мнение. Я думаю, что это небольшая часть целого комплекса предрассудков и тех самых негативных стереотипов. Возможно, нам удастся их развеять в ходе совместной работы».

Отвечая на вопрос, есть ли сейчас какое-то неравенство между общественными организациями из РФ и США, существуют ли ограничения на их сотрудничество, первый замглавы администрации президента РФ сказал: «Мы не видим никакого неравенства между российскими и американскими организациями, не наблюдаем каких бы то ни было препятствий для организации диалога между ними. Тем боле, что многие российские НКО существуют на гранты американского правительства».

Владислав Сурков добавил, что во время визита будет «придерживаться исключительно утвержденной повестки».

Российско-американская рабочая группа по гражданскому обществу была создана созданной по инициативе президентов Дмитрия Медведева и Барака Обамы.

Комментарии экспертов

Причиной создания этой группы, которая входит в двустороннюю российско-американскую президентскую комиссию, стало стремление США оптимизировать политический диалог с Москвой. Это беспрецедентное решение воплотилось в создании подобной межправительственной структуры. Основной задачей, во многом, является диалог не только по общественной тематике, но и по политической. Я думаю, тем самым у Москвы и Вашингтона появляется серьёзный канал для прямого обмена мнениями в области общественно-политической тематики, которого с 91-го года в двухсторонних отношениях не существовало.

Если взять, например, практику межправительственной комиссии Гор-Черномырдин, то там такой рабочей группы не было. И, вообще, американцы относились к диалогу по политическим вопросам с Москвой достаточно осторожно, стремясь использовать это направление взаимодействия, как сферу давления на Москву, и как плоскость, которую позволяла им всегда сохранять пространство для манёвра в двусторонних отношениях. То есть при формальной декларации стремления к сближению, что, например, было в период работы Билла Клинтона и также было и при Буше, в последующем именно политическая тематика становилась камнем преткновения, элементом раздора между двумя странами и способствовала постепенному охлаждению двусторонних отношений.

Сейчас этот проблемный кластер изменил своё содержание, он приобрёл элементы, которые работают не в центробежном направлении, а в центростремительном. Я думаю, что за счёт данной комиссии у Москвы и Вашингтона есть возможность к устранению узлов противоречия в плоскости политического диалога.

Что касается первого заседания, которое пройдёт 27 января в Вашингтоне, то на данный момент, исходя из повестки дня, здесь есть некоторое недопонимание у Москвы и у Вашингтона конечного потенциала рабочей группы в рамках комиссии, который в ней заложен. То есть позиция США – обсудить наиболее проблемные вопросы (её озвучил Майкл Макфол, который является сопредседателем этой комиссии), на мой взгляд, сейчас является более взвешенной, потому что тем самым американцы дают понять, что они заинтересованы в устранении сложного наследства в политическом диалоге, которое существует, перманентно развивается и эволюционирует в политической сфере примерно с 99-го года. То есть, после военной операции США и НАТО против Югославии, политический диалог каким-то позитивным содержанием не отличался, несмотря на относительно стабильную дискуссию, например, по ядерным вопросам до 2002 года и относительно неплохое взаимодействие по вопросам борьбы с терроризмом, что было зафиксировано до 2003 года.

Как раз в политической плоскости этого не было. Сейчас устами Макфола, который озвучивает позицию Белого дома, есть чёткая демонстрация того, что Вашингтон видит перспективы для изменения тональности двусторонней политической дискуссии, перехода к более оптимизированному содержанию.

Здесь стремление Москвы сосредоточиться на темах, имеющих скорее не политический, а общественный подтекст (детская порнография, защита прав детей), можно трактовать с двух сторон – либо как отказ Москвы от последовательного сближения в политической сфере, либо как ответ на нюансы работы этой группы, которые остаются за кадром, потому что формально уровень ожиданий от этой рабочей группы с момента её создания в июле был достаточно высоким. Тем не менее, по протяжению прошедшего полугода выяснилось, что США стремятся формализовать работу этой структуры и построить её таким образом, чтобы нивелировать возможности для прямого и последовательного сближения. То есть, при формальной декларации есть определённые тенденции, которые говорят об обратном.

Я думаю, что, скорее, второе объяснение будет более верным, потому что это находит частичное подтверждение в словах Макфола, который в октябре заявил о том, например, что они не готовы включать в состав комиссии представителей неправительственных организаций. С российской стороны речь шла о членах Общественной палаты. Я так понимаю, что это заявление не устроило Москву. Во всяком случае, сейчас первое заседание пройдёт по формализованному сценарию, то есть ни повестка дня, ни те неправительственные представители, которые будут задействованы от Москвы, на мой взгляд, не смогут серьёзно повлиять на оптимизацию политического взаимодействия.

Поэтому следует, во-первых, посмотреть на последующий график работы, потому что, в отличие от ряда других рабочих групп, которые есть у комиссии, это всего лишь первое официальное заседание. До этого прошла только неформальная встреча Макфола с Сурковым 12 октября. Я думаю, что стоит посмотреть на повестку дня в работе этой рабочей группы. И в зависимости от степени интенсивности диалога следует прогнозировать реальный подтекст и бэкграунд этой межправительственной инициативы, то есть насколько США, заявив о формальной готовности к устранению политических разногласий, будут последовательны в реализации своей линии.

Если даже при относительно сдержанной повестке дня группа сможет до 1 июня этого года провести не менее 2-3 заседаний, то это уже будет серьёзным сигналом.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".