Власть и церковь
В начале ноября Дмитрий Медведев провел несколько мероприятий, в которых он участвовал вместе с патриархом Кириллом, при этом Путин на них отсутствовал. Тем самым глава государства подводил итоги той части своего президентства, которая отмечена укреплением сотрудничества с РПЦ. Так получилось, что в начале исполнения Медведевым своих полномочий (менее чем через год после вступления в должность) у РПЦ сменился предстоятель, и его президентство было отмечено в том числе и изменением баланса отношений между Церковью и государством, которое нашло выражение в их взаимном сближении.
В целом посещение Медведевым и патриархом нижегородского храма Александра Невского 4 ноября и последовавшая на следующий день встреча с представителями православной общественности могут рассматриваться как элементы одной информационной линии – во второй день президент вербализовал те тезисы, которые на символическом уровне продемонстрировал в первый. В частности, во время визита в Нижний Новгород Медведев приложился к «поясу богоматери», продемонстрировав уважение к геополитическому наследию Александра Невского. В современной российской историографии и публицистике его (наследие) принято толковать как охранение России (Руси) от экспансии западного влияния.
Примерно такие же сентенции охранительного плана прозвучали и на его встрече с православными активистами, состоявшейся на следующий день. На ней он заявил о том, что СМИ уделяют много внимания «ненужным» темам, дезориентируя население. Де-факто он обрушился с критикой на институт, который принято считать одним из столпов «классического» отрытого общества в его западном понимании, что наверняка шокировало либеральную общественность. Де-факто он указал на роль Церкви как института охранительного плана, которая должна нейтрализовывать «тлетворное влияние» масс-медиа на население.
Именно в качестве охранительного института укрепляется роль РПЦ в армии и особенно в школах, на что особо указал глава государства. Во время президентства Медведева был восстановлен существовавший в Российской империи институт военных священников, которые де-факто должны заменить деградировавший институт офицеров-воспитателей (к тому же их численность была серьезно сокращена в ходе реформ Сердюкова). Кроме того, после долгих лет обсуждений Церковь добилась введения изучения основ православной культуры в школах (по словам Медведева, в настоящее время предмет преподается в 10 тысячах учебных заведений в 21 регионе, в следующем году практика распространится на все субъекты РФ).
В своем выступлении президент затронул лишь несколько аспектов, свидетельствующих о все более тесном переплетении Церкви и государства. Данная инициатива идет не только и не столько от государства, сколько от новых церковных властей. Если предыдущий предстоятель Алексий II предпочитал стратегию «защиты позиций» РПЦ, то новый является сторонником активного наступления. Во многом такой расклад прогнозировался экспертами еще во время внутрицерковной «избирательной кампании» конца 2008 – начала 2009 гг., в которой основными конкурентами выступили Кирилл и Климент. Тогда избранию патриарха Кирилла, имевшего имидж внутрицерковного «реформатора», как ни странно, противились его «коллеги» по светскому либеральному лагерю, поддерживая его конкурента Климента, пользующегося репутацией «консерватора» и «клерикала». Сейчас такая позиция становится понятной – либеральная общественность и СМИ явно проигрывают конкуренцию динамичной РПЦ в борьбе за умы, что некомфортно для либералов, привыкших за последние десятилетия к монополии.
Павел САЛИН, Центр политической конъюнктуры