Статья
1292 17 июля 2012 15:18

Власть на местах проконтролируют

Первое заседание Госсовета с момента вступления Владимира Путина в должность состоялось в Москве. Проходило оно в обновленном составе – вместе со спикером Совета Федерации, председателем Госдумы и руководителями думских фракций.

Обсуждались задачи повышения уровня российских граждан. Большое внимание было уделено региональной политике и действиям местных властей.

Первое, о чем сказал президент, открывая мероприятие, это о положении в Крымске, о неудовлетворительной работе властей всех уровней в чрезвычайной ситуации.

«Ответственность за недопущение развития ситуации по этому трагическому сценарию несут все уровни власти - и местные, и региональные, и федеральные», - заявил Владимир Путин.

«Нужно самым внимательным образом проанализировать, что произошло, почему наступили такие тяжелые последствия, и сделать все на всех уровнях, чтобы не допустить подобных трагедий в будущем, несмотря на все проблемы, связанные с возможными природными или техногенными авариями», - подчеркнул президент.

«Не считаю работу ведомств, властей всех уровней удовлетворительной по минимизации последствий этой трагедии», - заявил также глава государства.

Президент России высказался за пересмотр критериев оценки деятельности местных органов власти.

Выступая на заседании, среди задач, которые должны обеспечить значительный рост доходов населения, он назвал «пересмотр критериев оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации».

«Данная система, конечно, работает, но не настолько эффективно, как мы планировали», - подчеркнул Путин.

По его словам, «нередки случаи, когда по большинству критериев регион можно помещать на "доску почета", а оценка граждан – низкая», передает «Интерфакс».

«Такого разрыва между бумажными отчетами и социальным самочувствием людей не должно быть. Это тем более важно в ситуации прямых выборов глав регионов. Их результаты - это, безусловно, самая объективная оценка», - подчеркнул президент.

Он считает, что «систему оценки отменять нельзя». «По моему поручению правительство подготовило проект указа, где определено всего 11 критериев. Для федеральной власти важно знать, как идут дела в регионе. И мы обязательно будем проводить мониторинг и анализировать ситуацию», - отметил Путин.

Он считает также необходимым «рассмотреть возможность увеличения суммы грантов, которые выделяются регионам по показателям инвестиционной привлекательности».

Кроме того, глава государства предложил «подумать о создании системы, которая бы заставляла регионы конкурировать между собой». «Ведь зачастую даже соседствующие субъекты Федерации, имеющие практически равные стартовые возможности, отличаются друг от друга как небо и земля», - подчеркнул Путин.

По его словам, «в одном открываются предприятия, создаются рабочие места, растут доходы, в другом - бизнес лишь выживает, жители беднеют, а федеральный центр вынужден постоянно повышать свои дотации».

При этом «что самое удивительное, заметил президент, руководящая команда отстающего региона не меняет своего отношения к делу, тянется за соседями, продолжает действовать в привычном режиме».

«Как видим, здесь не срабатывает, казалось бы, логичный принцип соревновательности. Значит, нужна особая, действительно эффективная система, которая бы стимулировала регионы к конкуренции. Эта тема могла бы быть для Госсовета предметом анализа и выработки предложений как отдельная тема», - сказал президент.

Владимир Путин предложил дать возможность губернаторам привлекать к дисциплинарной ответственности руководителей территориальных органов власти, которые не справляются со своими обязанностями.

«Большинству жителей безразлично, к какому уровню власти они относятся. Для них губернатор является главным в регионе, и к нему предъявляются все претензии, в том числе по работе территориальных органов», - сказал он.

«Полагаю, - подчеркнул глава государства, - что при взаимодействии с ними (территориальными органами власти) руководители регионов должны иметь больше полномочий: было бы полезно дать им возможность вносить предложения о дисциплинарной ответственности тех руководителей территориальных органов, которые не справляются со своими обязанностями».

При этом Путин подчеркнул, что в этом вопросе не должно быть предвзятости и «необъективных надуманных оценок».

Он попросил правительство РФ подготовить соответствующий проект указа и представить его на подпись.

Глава государства также поднял тему доходов регионов. Он считает, что федеральная власть должна оказать помощь регионам по разграничению полномочий, касающихся закрепления за ними источников доходов.

«Знаю, что с наполнением бюджета и у субъектов федерации, и у муниципалитетов немало проблем. И федеральная власть должна помочь регионам. Прежде всего - завершить в ближайшие годы работу по разграничению полномочий, чтобы была ясность в вопросах закрепления за каждым уровнем власти стабильных источников доходов, в том числе за счет отмены налоговых льгот, установленных на федеральном уровне», - заявил Путин.

Вместе с тем он подчеркнул, что при отмене налоговых льгот «действовать нужно крайне аккуратно». «Мы понимаем, о каких льготах и об отмене каких льгот идет речь. Мы не можем подорвать финансовое положение наших инфраструктурных компаний», - сказал президент.

«Если они сейчас начнут в большом количестве выплачивать средства в региональные бюджеты, то под вопросом могут оказаться не только их инвестиционные планы, но сама возможность обеспечения жизнедеятельности и безопасности», - напомнил Путин, добавив, что речь идет о таких компаниях, как «РЖД».

Он поручил министерствам и ведомствам постоянно анализировать, насколько эффективно используются переданные ими полномочия.

По словам главы государства, «уже сейчас надо определить четкие механизмы и приоритеты бюджетных расходов, связанных с реализацией указов».

Путин поручил правительству РФ совместно с регионами провести оценку реальной потребности в таких финансовых средствах и предусмотреть в бюджете 2013 года средства на необходимую финансовую помощь.

При этом президент РФ подчеркнул, что сами регионы и органы местного самоуправления должны соблюдать строгую финансовую дисциплину, формировать бюджеты по программному принципу, максимально оптимизировать свои расходные обязательства.

Путин сообщил, что ряд субъектов федерации постоянно наращивает свои долги, в том числе коммерческим банкам, что, по его словам, «ведет к утрате контроля за балансом бюджета - так и до банкротства недалеко».

«Так, 32 региона имеют задолженность, составляющую 30% собственной доходной базы. Доля задолженности 12 регионов превышает 50% собственных годовых доходов», - подчеркнул Путин.

В этой связи он попросил Минфин проанализировать сложившуюся ситуацию и представить «предложения по ее расшивке».

Кроме того, Путин призвал к решению жилищной проблемы и исправлению дел в ЖКХ.

Комментарии экспертов

Идея о том, что оценки эффективности должны развиваться, обусловлена несколькими причинами. Прежде всего, повышение эффективности – это постоянная работа, должны развиваться и критерии эффективности.

Вторая причина в том, что у нас происходит обновление администрации, в связи с этим идет перенастройка административных механизмов. Это хороший повод для того, чтобы изменить эти критерии.

И третья – у нас значительно повысилась роль общественного мнения. В частности, именно поэтому ее нужно повысить и в определении эффективности тех или иных региональных руководителей.

По предыдущей системе общественное мнение влияло только на четыре показателя. Сейчас таких показателей будет в 6 раз больше. Это связано с ростом общественной активности и с тем, что сейчас губернаторы будут избираться. Власть захочет полагаться на тех губернаторов, которых действительно поддержит население.

Еще один момент связан с тем, что форматы региональной политики постепенно изменяются. Они изменяются в двух направлениях.

Первое – предполагается, что в 90-ые годы «вся власть ушла в регионы», а в нулевые годы «вся власть ушла в центр», сейчас же часть той власти, которая «ушла в центр», планируется опять передать регионам. Часть полномочий и часть прав (в том числе финансовых прав), часть бюджета должна перейти туда. Это тоже требует смены критериев.

Еще одно направление изменений региональной политики  – это изменение соотношения финансирования богатых и бедных регионов.

В предыдущие годы, условно говоря, больше дотаций от федерального бюджета получали бедные регионы с целью выравнивания. При этом в самих регионах чаще всего проводилась другая политика, особенно в эффективных. В них наибольшие дотации получали не наиболее бедные районы, а наиболее богатые, чтобы они выступали драйвером всего развития региона.

Сейчас такого рода политика – ставка не на выравнивание, а на формирование локомотивов роста – постепенно выстраивается и на федеральном уровне, в соответствии с этим тоже должны будут меняться критерии эффективности.

Это никакая не революция в оценке эффективности, это просто необходимость время от времени пересматривать ее критерии. Сейчас лучшее время их пересмотреть – к власти пришел новый президент, сформировано новое правительство, с этим совпало изменение политической ситуации и политической системы. При формировании этих критериев будет учитываться и региональная политика.

То, что система оценки критериев деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не является чем-то застывшим – положительное явление. Если меняется ситуация или оказывается, что сама система оценки составлена недостаточно точно, она должна подвергаться изменению и адаптации.

Президент сказал, что бывают ситуации, когда по всем критериям регион оценивается положительно, а сами граждане этого не чувствуют и оценивают негативно, и ситуация в этом регионе тоже может быть достаточно негативной в действительности.

Это означает, что та система критериев, которую использует федеральный центр, не до конца показательна. Поэтому в этой системе оценки будут определенные изменения.

Важный момент – речь не идет о полном изменении, поддерживается определенная преемственность. Но изменения необходимы. В том числе предложено было рассмотреть возможность увеличения и тех грантов, которые выдаются регионам по их инвестиционной привлекательности.

Это хорошая мера. Она позволяет тем регионам, которые показывают высокие результаты, так или иначе дополнительно давать возможности, обеспечивать финансирование.

Здесь можно было бы использовать аналогичные меры и по другим моментам. Предлагались различные варианты, и сейчас это находится в процессе обсуждения.

Вопрос, затронутый Владимиром Путиным, показывает, что используемые критерии недостаточно полно отображают ситуацию. То, что это понимают на самом верху – залог дальнейших изменений.
 

В выступлении президента на Госсовете были две тесно связанные темы – одна долгосрочная, вторая более ситуативная (повышение привлекательности регионов и развитие бизнеса – ред.). Но обе они складывались в дальнейшее продвижение концепции по перераспределению полномочий между федеральным центром и регионами и призваны создать надежную институциональную и финансовую базу в регионах и муниципалитетах. Это могло бы стать основой для экономического роста. Данный подход был впервые анонсирован несколько лет назад еще президентом Медведевым, и сейчас он получил продолжение в выступлении президента Путина.

Здесь мы также видим дальнейшее развитие и другой идеи, которую высказывал президент. В частности, в ходе избирательной кампании было заявлено о необходимости решить при помощи конкретных мер проблему привлекательности Российской Федерации и российских регионов для ведения бизнеса. И в этом направлении уже предпринимались определенные шаги. Прозвучало официальное заявление о том, что критерии оценки деятельности губернаторов и критерии оценки состояния дел в регионах будут сокращены. Мы знаем, что таких критериев было очень много введено первоначально. И вот эта множественность критериев была основой для достаточно серьезной критики в адрес федерального центра. Теперь круг этих критериев резко сокращается, и во главу угла поставлены критерии экономического развития и социального благополучия в регионах.

Другой важный момент, связанный с этим обстоятельством, состоит в том, что российский бизнес осознается как главный ресурс для экономического роста, для развития регионов. На предшествующих этапах, наряду с ресурсами частного бизнеса очень часто упоминались государственные ресурсы. Тот факт, что президент упомянул именно российский бизнес как источник экономического развития регионов, на мой взгляд, свидетельствует об определенной корректировке старого подхода.

И этот акцент на роли бизнеса в экономическом развитии регионов, на мой взгляд, достаточно плодотворный, потому что не секрет, что очень часто дискуссии о необходимости перераспределения самых различных ресурсов (как институциональных, так и финансовых) между федеральным центром и регионами сводились к игре с нулевой суммой. Обсуждались заранее и заведомо фиксированные величины и решение вопросов сводилось к тому, что надо что-то забрать у центра и передать регионам или наоборот. Появление вот этого акцента на необходимости более активного привлечения частного бизнеса выводит разговор о разделении полномочий и ресурсов между центром и регионами в новую плоскость и создает ситуацию, при которой выигрывают все: и федеральный центр, и регионы. Этот подход создает, на самом деле, исключительно сильные стимулы для региональных властей для того, чтобы ликвидировать все барьеры (а их много), которые все еще мешают развиваться бизнесу в российских регионах.

Сенсационных предложений на Госсовете не прозвучало. Пока не слышим развития идеи, связанной с инициативой по децентрализации на уровне межбюджетных отношений.

Хотя и были высказаны какие-то предложения, тем не менее эта реформа, которая была поручена группе Козака-Хлопонина, пока явно находится в каком-то подвешенном состоянии или в процессе мучительного созревания. Вопрос довольно сложный, но, несмотря на это, тему не стоит выносить за скобки и, отказываясь от движения в сторону бюджетного федерализма, принимать какие-то паллиативные меры.

На мой взгляд, по сравнению с теми мерами по разумной хозяйственной, управленческой, административной децентрализации, которые назрели, идея дать губернаторам какие-то дополнительные возможности налагать взыскания на чиновников, в том числе и федеральных органов власти, она хороша, но не достаточна. Хотя понятно, что это одна из тем, которую губернаторы, видимо, постоянно затрагивают на встрече с руководством страны, и одна из тем, которая их интересует. В общем, это идея, которая призвана, в общем-то, реализовать принцип единства исполнительной власти и понимание фигуры губернатора как представителя, в том числе и федеральной исполнительной власти в регионе, а не только главного должностного лица субъекта Федерации.

Что касается новых критериев оценки власти на местах, я пока не знаю, какими они будут. Но очень важно, чтобы были учтены параметры инвестиционной привлекательности региона, именно продуктивные усилия региона по созданию новых рабочих мест, по привлечению инвестиций. Пока такой параметр как создание новых рабочих мест вообще зачастую не является параметром оценки деятельности исполнительной власти субъекта Федерации, хотя он является объективно одним из важнейших. Поэтому я думаю, что то, что Путин говорил о необходимости поощрения конкуренции за инвестиции и в целом хозяйственной конкуренции между регионами может найти отражение и в этой системе критериев, в которой оценивается деятельность губернаторов. И не стоит забывать, что помимо конкуренции, регионам необходимо развивать и горизонтальную кооперацию, которой им подчас не хватает. Пока слишком часто все отношения выстраиваются через Москву, а не напрямую между соседними регионами.

 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".