Статья
1257 4 ноября 2009 0:01

Во ВГИКе прошел Совет по развитию отечественной кинематографии, на котором была озвучена новая схема госфинансирования кино. Российскому кинематографу необходимо совершить рывок и укрепить свои позиции на мировом рынке, уверен Путин.

Российскому кинематографу необходимо совершить в ближайшие годы качественный рывок и укрепить свои позиции на международном рынке, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин.

«Международное разделение труда в киноиндустрии в наибольшей степени зависит от качества предлагаемых услуг и продуктов. Факты таковы: только каждый шестой российский фильм востребован в зарубежном прокате и собирает там не больше одной пятой от своей российской аудитории», - сказал В.Путин во вторник на заседании Совета по развитию отечественной кинематографии при правительстве РФ.

«Мы обладаем богатейшим кинематографическим наследием, наши фильмы традиционно получают престижные награды на международных фестивалях. Но массового иностранного зрителя у нашей продукции пока еще нет, то есть не только экономические, но и цели культурного, гуманитарного влияния в полной мере не достигаются», - констатировал премьер.

Он напомнил, что в свое время Великая депрессия в США дала мощный импульс развитию американского кинематографа, сделала эту отрасль сверхприбыльной, причем дивиденды от этого рывка ощущаются до сих пор.

По мнению В.Путина, исходя из этого примера, видно, что проблемы киноиндустрии кроются не в объеме денежных средств, не в налоговых преференциях и не в размере господдержки, а в качестве управления этими ресурсами.

«Государство может помочь материально, может обустроить техническую базу, инфраструктуру, наладить образовательный процесс, но оно не сможет заставить зрителя смотреть то, что ему не интересно. Вот и весь «закон творчества», - сказал он.

В этой связи премьер предложил обсудить проблему того, почему российский кинематограф, имея постоянно растущую поддержку со стороны государства, все еще не накопил достаточного потенциала для качественного рывка.

«Хотя, конечно, можно говорить о том, что поддержка еще недостаточна. Никита Сергеевич (Михалков) позавчера всю плешь мне проел, говорил, сколько нужно денег для того, чтобы сделать этот качественный рывок. Денег всегда мало, а хороших идей, талантливых работ еще меньше. Но не деньги порождают талант, а таланты порождают деньги», - заметил глава правительства.

Вместе с тем он признал, что в последние годы российский кинематограф удалось вывести на достойный уровень, прежде всего, по объемам рынка и производственным мощностям. По словам В.Путина, доля кассовых сборов отечественного кино на внутреннем рынке увеличилась с 4% в начале 2000-х годов до 25% в 2008 году.

При этом он признал, что мировой кризис внес свои коррективы и затронул, в первую очередь, строительство новых кинозалов. Позитивным моментом на данный момент В.Путин считает лишь рост кассовых сборов российских фильмов, который по итогам девяти месяцев этого года составил 15%.

Российские кинематографисты рассчитывают, что с изменением схемы финансирования кинопроизводства удастся улучшить качество кинолент и увеличить количество российских фильмов, выходящих в прокат.

Как рассказал журналистам режиссер, председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков, в ходе заседания правительственного совета по развитию отечественной кинематографии, которое провел во вторник премьер-министр РФ Владимир Путин, обсуждалась идея перехода на новую схему государственного финансирования кинематографа.

По его словам, речь идет о том, что средства на производство фильмов будут выделяться не на основании тендеров по каждой картине, а будут предоставляться ведущим продюсерским компаниям.

В свою очередь, замминистра финансов Татьяна Нестеренко пояснила, что предлагается осуществлять финансирование отрасли через федеральный фонд поддержки кинематографа, который, в свою очередь, будет передавать средства 5-7 продюсерским центрам.

Один из участников заседания отметил, что при передаче средств будут заключаться договора на производство кинопродукции. Первоначально, по его словам, планируется выделять продюсерским центрам средства в равных долях, а впоследствии - в зависимости от результатов их деятельности.

«Сегодня не существует механизма возвращения бюджетных средств, вложенных в киноиндустрию. Планируется, что в будущем продюсерские компании при получении прибыли будут возвращать объем средств, пропорциональный государственному участию», - сказал источник.

При этом он отметил, что поддержка арт-хауса и молодежного кино останется в ведении министерства культуры.

Заседание Совета прошло во Всероссийском государственном институте кинематографии, который в этом году отмечает свое 90-летие. В заседании приняли участие вице-премьер Александр Жуков, министр культуры Александр Авдеев, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев, глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, председатель совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков, а также председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков, гендиректор «Мосфильма» Карен Шахназаров и другие.

Комментарии экспертов

Это неправда, что за границей не поддерживают собственный кинематограф. Во Франции действует замечательный механизм поддержки кинематографии. Там есть Национальный совет поддержки кино, который иногда выделяет какие-то деньги для того, чтобы поддерживать никому не известную молодёжь, выделяют деньги на поддержку проката, ведут огромную пропаганду французского кино за рубежом.

Во Франции приняли главное – законы, благодаря которым не нужно никакого протекционизма, никаких пропорций зарубежного и собственного кино. Там сделано очень умно. Зарубежный для Франции кинематограф (прежде всего, американский) платит налоги, и 10% этих средств идёт на развитие французского кино. То есть это прежде всего система поддерживающих законов – не протекционистских, не подавляющих другие кинематографии, даже довольно агрессивный Голливуд, но регулирующих денежные потоки так, чтобы выигрывало национальное французское производство. Там очень много денег тратится на воспитание публики, на поддержку целого ряда французских циклов в школе, там делают специальное кинообразование.

Так что это абсолютно неверно – что якобы у нас поддерживают кинематограф, и это плохо, а там не поддерживают, и это хорошо. Это в Голливуде не поддерживают. И то, Голливуд – это самодостаточная империя, довольно безнаказанная. И американцы не вмешиваются в свой кинематограф прежде всего потому, что там накоплен такой огромный потенциал и денег, и связей, и сетей проката, что для этого нет необходимости. Даже в Америке есть система некоммерческого проката, которая у нас отсутствует, есть система кинообразования в разных университетах.

Я не говорю уже о Японии, которая выделяет довольно значительные средства на то, чтобы обеспечивать дебютантов деньгами, чтобы они могли показать, на что они способны, и потом пускают их в свободное плавание. Замечательная программа национальной поддержки финского кино, благодаря чему оно буквально в последние годы расцвело. В Норвегии сейчас приняты очень интересные и хорошие законы.

Другое дело, что у нас поддержка кинематографа происходит абсолютно несистемно. На мой взгляд, у нас очень односторонняя система государственной поддержки, которая сводится только к денежным вливаниям. Причём это абсолютно искажено, потому что именно те, кто могут себе заработать сами и могут пользоваться рыночными механизмами, получают огромные дотации от государства. А те, кто послабее или только начинает, получают чрезвычайно маленькие доли.

Ходят всякие слухи. Не буду говорить об откатах, но тут очень многое зависит от чиновников, которые распределяют эти денежные потоки. А вот система законов у нас совершенно не способствует развитию кинематографии.

Всё, что связано с прокатом, у нас отдано на откуп спекулянтам. У нас нет системы некоммерческого проката, которая поддерживала бы показ даже нашего российского кино.

Конечно, поддержка государства нужна так же, как она нужна образованию, медицине, просвещению вообще. Но это сочетание разумных законов, подавление всякого рода монополизма и поддержка тех, кто слаб, а не тех, кто силён. А у нас кто силён, тот и получает от государства деньги.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".