Статья
1655 3 марта 2010 19:58

Вокруг Кавказа

 
Важнейшие информационные кампании минувшей недели были связаны с кадровой политикой  Центра и курсом на повышение уровня социально-экономического развития регионов Северного Кавказа.
 
На  минувшей неделе состоялась смена власти в Ямало-Ненецком АО:  президент внес на рассмотрение окружного парламента кандидатуру главы Пуровского района Дмитрия Кобылкина для наделения полномочиями губернатора. Выбор Центра в пользу представителя региональной элиты, вероятно, был мотивирован стремлением поддержать политическую стабильность в «ресурсоемком» регионе и не допустить роста протестных настроений, что особенно актуально в преддверии выборов 14 марта.
 
Между тем среди представителей региональных элит продолжают распространяться ожидания новых губернаторских отставок. Соответствующие информационные «вбросы» на минувшей неделе затронули глав Челябинской и Кемеровской областей – политических «долгожителей» Петра Сумина и Амана Тулеева. Неформальным критериям федеральной кадровой политики (возраст не старше 55 лет, длительность пребывания у власти – не более трех сроков) оба не соответствуют, сроки действия их полномочий истекают в апреле 2010 г. Тем не менее, наиболее вероятные сценарии развития ситуации в этих регионах различны.
 
Кандидаты на пост губернатора Кемеровской  области уже определены: в состав списка, представленного на рассмотрение президента, вошли Аман Тулеев, его первый заместитель Валентин Мазикин и депутат Госдумы, первый замсекретаря президиума генсовета партии Сергей Неверов. Третий срок губернаторских полномочий Тулеева истекает в апреле, однако федеральный курс на обновление управленческих кадров в регионах может его не затронуть. Основным аргументом в пользу этого сценария выступает эффективность работы кемеровского губернатора по поддержанию политической стабильности в регионе с комплексом объективно сложившихся социально-экономических проблем (значительная доля «моногородов» и последствия кризиса в угольной отрасли, высокий уровень безработицы, потенциальная готовность населения к протестным выступлениям и пр.). Сопоставимых по уровню влияния оппонентов Амана Тулеева на региональном уровне нет, между тем описанная сложность задач по управлению областью требует выдвижения на губернаторский пост кандидата, хорошо знакомого со спецификой ситуации.
 
Политические  позиции Петра Сумина на региональном уровне достаточно прочны, однако в  контексте федерального курса на обновление кадров это отнюдь не гарантирует  сохранения за ним руководящей должности, тем более, что есть и негативные факторы: затрагивающие членов областной администрации коррупционные скандалы и регулярно появляющаяся в СМИ информация о плохом состоянии здоровья губернатора (ее достоверность оценить сложно). Список претендентов на пост губернатора Челябинской области, вероятно, будет сформирован руководством «Единой России» до середины марта. При этом можно ожидать, что сложившаяся тенденция включения в список действующих губернаторов (особенно это касается влиятельных региональных лидеров) получит продолжение. Формальное рассмотрение возможности о пролонгации полномочий Петра Сумина может стать, как и в других случаях (Минтимер Шаймиев (Татарстан), Эдуард Россель (Свердловская область), Александр Филипенко (ХМАО) и др.) «данью уважения» по отношению к главе региона. В этом случае вероятно, что Сумин для соблюдения «правил игры» самостоятельно обратится к президенту с просьбой не рассматривать его кандидатуру и получит соответствующую аппаратную «компенсацию».
 
Повышенное  внимание федерального Центра к регионам Северо-Кавказского федерального округа наглядно продемонстрировали визиты на юг России полпреда президента, вице-премьера Александра Хлопонина и главы правительства Владимира Путина. Согласно федеральной точке зрения, решение экономических проблем – первостепенное условие для стабилизации ситуации в северокавказских регионах. Основной механизм достижения поставленных президентом целей – привлечение инноваций, соответствующую целевую программу и план привлечения инвестиций готовит полпредство под руководством Хлопонина. В качестве приоритета рассматривается реализация долгосрочных проектов в таких сферах, как энергетика, туризм, аграрно-промышленный комплекс и инновации (в сфере образования). Обсуждается и вопрос о возможности создания в СКФО территории с льготным режимом налогообложения. Вместе с тем, для достижения реального экономического эффекта создания ОЭЗ недостаточно. Необходимо преодолеть негативный имидж южных республик, связанный с угрозами безопасности, что возможно лишь в долгосрочной перспективе.
 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".