Статья
1312 30 декабря 2009 0:00

Волгоград и Курган

Важнейшие информационные кампании минувшей недели были связаны с кадровой политикой Центра и реализацией инициатив президента в сфере модернизации политической системы.

На минувшей неделе Дмитрий Медведев внес кандидатуры Анатолия Бровко и Олега Богомолова на рассмотрение законодательных собраний Волгоградской и Курганской областей для наделения их полномочиями глав регионов.

В Волгоградской области произошла ожидаемая смена власти: замглавы областной администрации и член президентского «кадрового резерва» Анатолий Бровко (курирует вопросы предпринимательства, промышленности и торговли), вероятно, будет наделен полномочиями губернатора в ближайшее время. Кадровое решение Центра в данном случае было мотивировано необходимостью повышения эффективности управления регионом и поддержания политической стабильности. Высокий уровень конфликтности региональной элиты обусловил выбор в пользу представителя местного истеблишмента, имеющего налаженные аппаратные связи со сложившимися в области группами интересов (наряду с этим сценарием, на федеральном уровне рассматривалась возможность выдвижения на пост губернатора «варяга» в лице депутата Госдумы, «единоросса» Валерия Язева).

В Курганской области кадровый вопрос был решен по сценарию пролонгации полномочий действующего главы региона. Олег Богомолов – наиболее влиятельный представитель регионального элитного сообщества, и с точки зрения поддержания стабильности развития «депрессивной» территории этот выбор вполне оправдан. Представляется также, что «ресурсоемкость» региона стала важным фактором принятия кадрового решения: не имеющая значимых собственных ресурсов для развития область не является привлекательным политическим «активом» для политиков федерального уровня. Регион уже долгое время находится среди отстающих по уровню социально-экономического развития, и статистика за 2009 г. подтверждает эту тенденцию. Так, спад промышленного производства в области за 7 месяцев 2009 г. составил 21,2%, в 1,5 раза превысив средние показатели по стране, уровень безработицы также выше среднего.
 
Эти назначения подтвердили, что на данном этапе для кадровой политики Центра характерно использование максимально допустимых законодательством сроков, что приводит к затягиванию процесса наделения полномочиями глав регионов. Вместе с тем, непредсказуемость федерального выбора для региональных элит расширяет коридор возможностей Центра в ходе взаимодействия с регионами, поддерживая «вертикаль власти».
 
Также отложенным решением остается назначение президентом нового чиновника, который в соответствии с высказанной в Послании ФС инициативой станет ответственным за развитие ситуации в регионах Северного Кавказа. Ожидаемое назначение затягивается, и этот политический сигнал свидетельствует о том, что формирование новой модели управления регионом на федеральном уровне еще не завершено. Сложность решения этой задачи обусловлена тем, что универсального «рецепта» для стабилизации ситуации на Юге России не существует: наряду с комплексным подходом, сочетающие силовые, политические и экономические меры поддержки и контроля, необходимы «адресные» решения, учитывающие специфику ситуации, сложившейся в каждом северокавказском субъекте федерации.
 
Кроме того, руководство «Единой России» представило на рассмотрение президента списки претендентов на посты президента республики Татарстан и губернатора Саратовской области. Одна из ключевых интриг в сфере кадровой политики связана с ожиданиями относительно продолжения политической карьеры Минтимера Шаймиева. Не исключено, что один из самых влиятельных региональных политиков останется главой РТ на очередной (пятый) срок. Губернатор саратовской области Павел Ипатов также сохраняет шансы на пролонгацию полномочий.
 
Новую актуальность на минувшей неделе получила проблема модернизации властных структур и перехода на предоставление государственных услуг в онлайн-режиме. По итогам совместного заседания Госсовета и Совета по развитию информационного общества, посвященного реализации проекта «Электронное правительство» было принято решение о том, что уровень развития информационных технологий станет одним из критериев оценки работы глав исполнительной власти субъектов федерации. Учитывая приоритеты модернизации, этот политический сигнал главам регионов выглядит вполне логично.
 
Региональным администрациям поручено разработать собственные планы развития информационного общества и создания электронного правительства, а также определить приоритеты перехода на оказание услуг в электронном виде. Приоритетным с точки зрения интересов Центра выступает внедрение наиболее востребованных населением муниципальных и региональных услуг. В этом контексте стоит отметить планы по подключению к интернету бюджетных медицинских и социальных учреждений и расширению возможностей граждан по оплате государственных услуг и получению социальных выплат в безналичной форме. Дмитрий Медведев поручил создать национальную платежную систему, чтобы на ее базе обеспечить граждан страны социальными картами.
 
Практика применения информационных технологий в ряде регионов может послужить основой для разработки общих стандартов оказания государственных услуг в режиме «он-лайн». Среди лидеров Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Пермский и Хабаровский края, Мордовия, Самарская и Астраханская области: в ходе выступлений на заседании Госсовета главы этих регионов стремились поддержать имидж эффективных управленцев, владеющих современными технологиями. Можно прогнозировать рост конкуренции между главами регионов за показатели, учитываемые в системе оценки работы исполнительной власти.
 
В завершение стоит сказать о реализации инициативы президента, связанной с нормативным закреплением принципа подотчетности власти. Депутаты Госдумы одобрили в первом чтении законопроект, закрепляющий обязательную процедуру отчетности глав регионов о работе за год перед законодательными собраниями соответствующих субъектов федерации. Эта инициатива направлена на повышение ответственности исполнительной власти субъектов федерации перед законодательной и эффективности ее работы в целом, и является продолжением озвученного в первом Послании президента решения об ответственности федерального правительства перед депутатами Госдумы.
 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".