Статья
29 Марта 2013 0:08

Восхождение Запада. История человеческого сообщества

<p>«Восхождение Запада» - один из наиболее значимых трудов известного современного американского историка Уильма Мак-Нила. В книге всемирная история рассмотрена как единое целое и предпринята попытка интерпретировать ее на основе концепции взаимопроникновения культур.</p>
<p>Мак-Нил провел исследования развития социальных и культурных традиций, но особое внимание он сосредоточил на процессах, с помощью которых различные навыки и технологии распространялись от одной культуры или народа к другой, что приводило к изменениям в структуре власти и социальной организации. При этом контакты между разными культурными традициями не всегда были однозначно позитивными для всех участников этого процесса, поскольку он часто проходил в контексте военных столкновений или завоеваний.</p>
<p>Книга рассчитана на ученых-историков и культурологов, преподавателей и студентов, а так же на всех, кто интересуется проблемами всемирной истории.</p>
Комментарии экспертов
<p>Всегда радостно, когда до нас доходят значимые новинки западной актуальной исторической и философской научной и социальной мысли. В данном случае с опозданием на полвека до нас наконец дошли книги Мак-Нила, давно уже являющегося классиком западной исторической социологии и философии истории. Выросло уже целое поколение его последователей. Наконец-то вслед за его учителем Тойнби, вошедшим в обиход у нас 20 лет назад, появляется и Мак-Нил.</p>
<p>Его книга «Восхождение Запада», с которой и началась его научная карьера и известность, посвящена, с одной стороны, тем причинам, которые обеспечили глобальное историческое лидерство Запада. Важно отметить, что эта книга написана в 60-е годы, до появления новых критических подходов к евроцентричной истории. Сам Мак-Нил в предыстории отмечает, что он недооценил роль Китая в истории мировой цивилизации, недостаточно высветил тот период, когда именно Китай был цивилизационным лидером, как это было до XV века.</p>
<p>Мак-Нил хочет показывает, что развитие мировых цивилизаций определялось в значительной степени взаимным обменом идеями и взаимной реакцией на появление чужаков с их новыми идеями, с новыми военными и экономическими технологиями. Цивилизации не развиваются замкнуто и изолированно, как считалось ранее, а очень тесно взаимодействуют друг с другом, и либо друг друга подавляют, причем очень часто это подавление происходило помимо воли этих цивилизаций (Например, за счет вторжения новых микроорганизмов, которые были эндемичны для европейцев, но совершенно чужды для американских индейцев. Когда европейцы приплыли в Америку, то европейские бактерии в короткий срок произвели практически тотальный геноцид населения Северной и Южной Америки. Из этого населения лишь чудом выжило всего несколько миллионов. Постепенно, после того, как они приспособились, численность индейцев восстановилась. Не будь этого биологического фактора, возможно, захват Америки был бы совсем не таким простым делом).</p>
<p>Еще одна его книга, «В погоне за мощью», посвящена военным технологиям и их развитию, их воздействию на общество с древнейших времен и до современности. На мой взгляд, та важная мысль, которую проводит Мак-Нил и которая действительно  довольно существенна в понимании тех причин, которые обеспечили лидерство Запада в гонке цивилизаций, и того, что именно Западу удалось создать глобальную цивилизацию – то, что уделом Запада всегда была высокая степень разнообразия. Запад никогда не был един (за исключением периода Римской империи, и заметим, что именно в этот период, когда он оказался абсолютно подчинен одной идее, одному принципу, одной организационной схеме, падение этой схемы закончилось длительным упадком и длительной задержкой в развитии).</p>
<p>Со Средневековья все Новое время Европа и Запад были разнообразны, разрозненны, были полем непрерывной идейной, политической, экономической конкуренции, и если не срабатывала одна модель развития, то срабатывала другая.<br />
В этом смысле у нас есть две крайности в восприятии отношений России и Запада. Одна крайность – это так называемое «западничество», попытка совершенно обезьяньего подражания тем или иным западным моделям, рецептам, внешним формам, технологиям и так далее. Это попытка сделать из русских, в зависимости от эпохи, то французов, то немцев, то американцев.<br />
Противоположная крайность – воспринимать некий особый исторический путь России не как нашу самостоятельность в мировой концерте, а как некую оппозицию Западу. Сейчас под влиянием евразийства становится особенно модно утверждать, что Россия должна была быть Азией. Если для Запада ключевая идея – свобода, значит, мы должны презирать идею свободы. Это тоже неверный подход.</p>
<p>В тезисе о разнообразии западной цивилизации и заключается ответ на вопрос о нашем месте в мире. Мы – одна из органичных частей европейской цивилизации, один из возможных способов ее развития. Время от времени русский способ развития срабатывает лучше, чем любой другой европейский способ развития. Время от времени – наоборот. Но, когда мы оказываемся в проигрышном положении, нам не нужно, с одной стороны, уходить с площадки, а с другой стороны, не нужно заниматься самоуничтожением и самоедством. Нужно просто развивать то лучшее, что есть в нас, то в хорошем смысле особенное – именно в контексте евразийской многотысячелетней цивилизации, культуры и образа жизни, наше особое место в европейском культурном космосе, которое у нас существует, и которое у нас никто не к отнимет.</p>
<p>Как раз Мак-Нилу удалось  показать это место России. Он как автор ценен еще и тем, что для него Россия не находится в зоне молчания, на периферии. Он очень глубоко анализирует и сильные, и слабые стороны Русской модели.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".