Статья
2290 20 мая 2014 9:38

Восточный маршрут

Владимир Путин проводит встречи в рамках двухдневного визита в Китай. Запланированы переговоры с лидером КНР Си Цзиньпином и участие в саммите СВМДА.

На полях саммита глава российского государства встретится с генсеком ООН, лидерами Монголии, Ирана и Афганистана. Во вторник утром проходит официальная церемония встречи Владимира Путина и Си Цзиньпина, после которой пройдут переговоры в узком и расширенном составе, передает РИА Новости.

К переговорам российской стороной подготовлен проект из 43 межправительственных документов разного уровня. По словам помощника президента РФ Юрия Ушакова, пока сложно прогнозировать, сколько именно из них будет подписано.

Как отмечает «Российская газета», в Шанхае лидерам России и Китая предстоит обсудить и подписать пакет документов об экономическом сотрудничестве. В настоящий момент между странами ведутся переговоры по трубопроводному экспорту газа «восточного маршрута» и сжиженного природного газа (СПГ) месторождений на Ямале.

Строительство газопровода из Восточной Сибири в Китай, а также заключение контракта на поставки в Китай российского газа, по мнению экспертов, станут ключевыми вопросами переговоров. Переговоры ведутся давно, но стороны не могут договориться о цене. Россия хотела бы продавать китайцам газ по европейской цене (примерно $400 за 1 тыс. кубов), отмечает «Газета.Ru».

«Для Китая эта цена вполне посильна, однако сейчас переговорные позиции Китая усилились из-за обострения отношений России с ЕС. Не исключено, что Россией может быть применен механизм отмены экспортных пошлин на газ (30% от цены). В этом случае будут соблюдены интересы и Китая, и "Газпрома"», — считает Алексей Гривач, замглавы Фонда национальной энергетической безопасности.

Естественно, Китай попытается сбить цену. Делать критические для российского бюджета уступки не предполагается, утверждает источник «Газеты.Ru» в правительстве.

«Движение вниз по цене на российский газ возможно, но это не будет критической уступкой. Геополитическая проблема есть, но она не настолько остра. К тому же китайские коллеги дали понять, что рассматривают взаимоотношения России и Запада не в текущем моменте, а в перспективе. Отношения с Западом у России со временем наладятся, и в Китае это понимают», — говорит источник.

«Коммерсант» выделяет военно-техническую составляющую в пакете документов. Речь идет о создании совместного широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета: российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) уже подготовила его эскизный проект и соответствующее технико-экономическое обоснование.

«Эта разработка должна стать конкурентом для самолетов американского и европейского производства, Китай заинтересован в создании не менее 1 тыс. образцов,— говорит собеседник «Коммерсанта».— Если все сложится удачно, то в перспективе мы выйдем на создание совместного предприятия, которое станет полноценным конкурентом тому же Airbus и Boeing. Мы готовы закупать эти самолеты и для своих нужд».

Однако найти компромисса пока не удалось. Москва и Пекин достигли «существенного прогресса» по вопросу об экспорте российского газа в Китай, заявил Дмитрий Песков. Тем не менее, главный вопрос, договориться по которому не удается с 2009 года – цена, остается открытым и  еще остаются моменты, которые предстоит доработать.

Некоторые подробности переговоров сообщил президент государственной нефтяной компании "Роснефть" Игорь Сечин: по его словам, Владимир Путин предложил обнулить налог на добычу полезных ископаемых для газовых месторождений, которые будут поставлять газ по будущему контракту в Китай.

"Речь идет о месторождениях, которые будут источником для поставки газа на китайский рынок. Это очень разумное и цельное предложение, которое может стать основой для достижения компромисса. Но компромисс всегда возможен, когда обе стороны идут на уступки",- сказал он.

В свою очередь, китайская сторона заявила о готовности отменить импортные пошлины на газ из России, рассказал глава "Роснефти".

Также Москва и Пекин  договорились вместе создать гражданский самолет. Уже подписан меморандум о сотрудничестве, пишет Интерфакс.

Подписанный документ - это результат двухлетнего совместного сотрудничества специалистов России и Китая. В ближайшее время стороны приступят к следующему этапу работы над проектом. В частности, предстоит определить, как будет вестись разработка основных систем самолета, направления его продвижения и наиболее эффективные форматы участия сторон.

Предполагается, что технико-экономическое обоснование проекта будет представлено компаниями летом этого года.

Кроме того, президент России намерен увеличить китайский товарооборот в России.

Путин в интервью китайским СМИ перед визитом сообщил, что рассчитывает на рост торгового оборота до 200 млрд долларов.

Товарооборот между Россией и Китаем неуклонно растет последние годы. С 2010 года Китай считается основным торговым партнером России. По итогам 2013 года товарооборот достиг 88,8 млрд долларов.

Лидеры двух стран также встретятся с представителями российских и китайских деловых кругов, а затем побывают на открытии военно-морских учений «Морское взаимодействие-2014».

В ходе российско-китайских переговоров речь может зайти о кризисе на Украине. Эксперты отмечают, что в ходе переговоров вряд ли будет проигнорирован вопрос ситуации на Украине.

Подчеркивается, что сотрудничество с Китаем растет на фоне политического взаимодействия. Напомним, Китай солидарен с Россией по многим внешнеполитическим направлениям, в том числе и по вопросу украинского кризиса. Не поддержал Китай и введение США и ЕС санкций в отношении России. Ранее в КНР раскритиковали их одностороннее применение против нашей страны.

Как отмечает «Российская газета», внешняя политика Вашингтона предоставляет Москве и Пекину новую возможность для углубления сотрудничества.

Комментарии экспертов

Контракт по газу нужен не только нам, но и в такой же степени он важен для Китая. Да, мы хотим показать Западу, что у нас есть альтернативные варианты. Но Китаю этот контракт нужен не меньше: потребности в газе не закрыты, австралийское СПГ в два раза выше, чем предлагает Россия. К тому же, мы предлагаем политически безопасный газ. Поставки из России лишены рисков транзита, которые есть у австралийского и катарского СПГ.

Но и у нас существует предельная планка для компромисса. Мы не можем продавать газ Китаю ниже себестоимости. Китай решил гнуть свою линию. Расчет скорее всего таков: России этот контракт нужен больше, поэтому будем настаивать на снижении цены. 

Наверное, некоторые воспринимают очередное неподписание соглашения как наше поражение. Но я воспринимал бы это иначе. Обстоятельства вроде заставляли Россию пойти на уступки. И раз мы на них не пошли, это хорошо: мы понимаем свои интересы и не готовы идти на поводу у обстоятельств.

Полагаю, что наша сегодняшняя позиция заставит Китай всё-таки задуматься. У него нет большого выбора. И претворять в жизнь поговорку - «сидеть на берегу реки и ждать, когда пронесут труп твоего врага» - не получится. Проблемы с газом у Китая начнутся довольно быстро. Пекин играет в сложную игру. Причём это касается и расклада сил в России.

Мы понимаем, что в российской элите есть прозападные, проевропейские силы. То, что сделал Китай, показывает, что он - партнёр весьма сложный, и полностью рассчитывать на эту страну мы не можем.

Это, кстати, не первая история. Когда вводили санкции против Ирана, Тегеран думал, что Китай ему поможет. Но этого не произошло: Китай стал «прогибать» Иран так, что тот застонал.

Так что всегда надо учитывать, что Китай не рассматривает другие страны как партнёров. Но такая позиция ставит в сложное положение сам Китай. Россия, например, не готова под него полностью подстраиваться.

Впрочем, есть ещё время, не исключено, что ситуация быстро изменится и контракт подпишут во время форума. Россия, предложив обнулить налог на добычу полезных ископаемых для газовых месторождений, которые будут поставлять газ по будущему контракту в Китай, показала, что готова к компромиссам, но они не беспредельны. 

Основные параметры газового соглашения между Москвой и Пекином давно известны. Готовилось оно почти десятилетие и камнем преткновения оставался вопрос цены. Россия рассчитывает на цены, сопоставимые с европейским направлением.

Непосредственная окупаемость проекта обусловлена сложными условиями, в которых он создавался, поэтому Москва хочет получить достойную цену за голубое топливо.

Основания для этого есть - энергобаланс Китая строился на дешевом угле, который начинает исчерпываться. Соответственно, Китай заинтересован в энергоресурсах как по линии Средней Азии, так и России. Рано или поздно соглашение будет подписано. Это - вопрос времени.

Что касается перспектив поставок, то речь идет примерно о 30 миллиардах кубометров. В Европейский союз мы поставляем гораздо больше, но все равно подразумевается внушительный объем, и Китай проявляет интерес к нашим энергоносителям. Также есть заинтересованность у Индии, Японии, Южной Кореи - почти во всех странах Юго-Восточной Азии. В среднесрочной перспективе можно подготовить хорошую площадку для экспансии в соседние страны.

Создать конкуренцию Boeing чрезвычайно тяжело. Сейчас Boeing - это уже традиция, в основе которой десятки тысяч самолетов. Соответственно, есть вся необходимая инфраструктура.

Но при наличии средств, безусловно, можно создать конкуренцию этому самолету - достаточно вспомнить, как создавался Airbus. Тогда тоже сделали ставку на объединение, которое сейчас производит мировой бренд.

Если говорить о России и Китае, то надо понимать, что у нас есть мощные конструкторские возможности, хорошая школа и разработки, у Пекина - большие возможности с точки зрения финансирования и дешевой рабочей силы. Можно напрячься, постараться и создать сначала пробную модель. Если она пойдет и станет конкурентоспособной, дальше может идти речь о создании большого международного консорциума.

Главный вопрос сегодняшнего дня - станет ли эта модель коммерчески успешной? Можно создать новый самолет, но основная проблема - выйти на рынок и завоевать его. Затраты на создание нового самолета таковы, что прибыль возможна после продажи 500-600 машин.

При этом большинство стран сориентированы на традиционные компании. Шансы есть только в том случае, если новая машина будет обладать уникальными коммерческими характеристиками, которые выражаются, в том числе, и в стоимости полета.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".