Статья
20 Мая 2014 9:38

Восточный маршрут

Восточный маршрут
Фото: kremlin.ru

<p><strong>Владимир Путин проводит встречи в рамках двухдневного визита в Китай. Запланированы переговоры с лидером КНР Си Цзиньпином и участие в саммите СВМДА.</strong><br />
<br />
На полях саммита глава российского государства встретится с генсеком ООН, лидерами Монголии, Ирана и Афганистана. Во вторник утром проходит официальная церемония встречи Владимира Путина и Си Цзиньпина, после которой пройдут переговоры в узком и расширенном составе, передает <a href="http://ria.ru/">РИА Новости</a>.</p>
<p>К переговорам российской стороной подготовлен проект из 43 межправительственных документов разного уровня. По словам помощника президента РФ Юрия Ушакова, пока сложно прогнозировать, сколько именно из них будет подписано.</p>
<p>Как отмечает <a href="http://rg.ru/">«Российская газета»</a>, в Шанхае лидерам России и Китая предстоит обсудить и подписать пакет документов об экономическом сотрудничестве. В настоящий момент между странами ведутся переговоры по трубопроводному экспорту газа «восточного маршрута» и сжиженного природного газа (СПГ) месторождений на Ямале.</p>
<p>Строительство газопровода из Восточной Сибири в Китай, а также заключение контракта на поставки в Китай российского газа, по мнению экспертов, станут ключевыми вопросами переговоров. Переговоры ведутся давно, но стороны не могут договориться о цене. Россия хотела бы продавать китайцам газ по европейской цене (примерно $400 за 1 тыс. кубов), отмечает <a href="http://www.gazeta.ru/">«Газета.Ru».</a></p>
<p>«Для Китая эта цена вполне посильна, однако сейчас переговорные позиции Китая усилились из-за обострения отношений России с ЕС. Не исключено, что Россией может быть применен механизм отмены экспортных пошлин на газ (30% от цены). В этом случае будут соблюдены интересы и Китая, и "Газпрома"», — считает Алексей Гривач, замглавы Фонда национальной энергетической безопасности.</p>
<p>Естественно, Китай попытается сбить цену. Делать критические для российского бюджета уступки не предполагается, утверждает источник «Газеты.Ru» в правительстве.</p>
<p>«Движение вниз по цене на российский газ возможно, но это не будет критической уступкой. Геополитическая проблема есть, но она не настолько остра. К тому же китайские коллеги дали понять, что рассматривают взаимоотношения России и Запада не в текущем моменте, а в перспективе. Отношения с Западом у России со временем наладятся, и в Китае это понимают», — говорит источник.</p>
<p><a href="http://www.kommersant.ru/d">«Коммерсант» </a>выделяет военно-техническую составляющую в пакете документов. Речь идет о создании совместного широкофюзеляжного  дальнемагистрального самолета: российская Объединенная авиастроительная  корпорация (ОАК) уже подготовила его эскизный проект и соответствующее  технико-экономическое обоснование.</p>
<p>«Эта разработка должна стать  конкурентом для самолетов американского и европейского производства,  Китай заинтересован в создании не менее 1 тыс. образцов,— говорит  собеседник «Коммерсанта».— Если все сложится удачно, то в перспективе мы  выйдем на создание совместного предприятия, которое станет полноценным  конкурентом тому же Airbus и Boeing. Мы готовы закупать эти самолеты и  для своих нужд».</p>
<p>Однако найти компромисса пока не удалось. Москва и Пекин достигли «существенного прогресса» по вопросу об экспорте российского газа в Китай, заявил Дмитрий Песков. Тем не менее, главный вопрос, договориться по которому не удается с 2009 года – цена, остается открытым и  еще остаются моменты, которые предстоит доработать.</p>
<p>Некоторые подробности переговоров сообщил президент государственной нефтяной компании "Роснефть" Игорь Сечин: по его словам, Владимир Путин предложил обнулить налог на добычу полезных ископаемых для газовых месторождений, которые будут поставлять газ по будущему контракту в Китай.<br />
<br />
"Речь идет о месторождениях, которые будут источником для поставки газа на китайский рынок. Это очень разумное и цельное предложение, которое может стать основой для достижения компромисса. Но компромисс всегда возможен, когда обе стороны идут на уступки",- сказал он.<br />
<br />
В свою очередь, китайская сторона заявила о готовности отменить импортные пошлины на газ из России, рассказал глава "Роснефти".</p>
<p>Также Москва и Пекин  договорились вместе создать гражданский самолет. Уже подписан меморандум о сотрудничестве, пишет <a href="http://www.interfax.ru">Интерфакс.</a></p>
<p>Подписанный документ - это результат двухлетнего совместного сотрудничества специалистов России и Китая. В ближайшее время стороны приступят к следующему этапу работы над проектом. В частности, предстоит определить, как будет вестись разработка основных систем самолета, направления его продвижения и наиболее эффективные форматы участия сторон.<br />
<br />
Предполагается, что технико-экономическое обоснование проекта будет представлено компаниями летом этого года.</p>
<p>Кроме того, президент России намерен увеличить китайский товарооборот в России.</p>
<p>Путин в интервью китайским СМИ перед визитом сообщил, что рассчитывает на рост торгового оборота до 200 млрд долларов.</p>
<p>Товарооборот между Россией и Китаем неуклонно растет последние годы. С 2010 года Китай считается основным торговым партнером России. По итогам 2013 года товарооборот достиг 88,8 млрд долларов.</p>
<p>Лидеры двух стран также встретятся с представителями российских и китайских деловых кругов, а затем побывают на открытии военно-морских учений «Морское взаимодействие-2014».</p>
<p>В ходе российско-китайских переговоров речь может зайти о кризисе на Украине. Эксперты отмечают, что в ходе переговоров вряд ли будет проигнорирован вопрос ситуации на Украине.</p>
<p>Подчеркивается, что сотрудничество с Китаем растет на фоне политического взаимодействия. Напомним, Китай солидарен с Россией по многим внешнеполитическим направлениям, в том числе и по вопросу украинского кризиса. Не поддержал Китай и введение США и ЕС санкций в отношении России. Ранее в КНР раскритиковали их одностороннее применение против нашей страны.</p>
<p>Как отмечает «Российская газета», внешняя политика Вашингтона предоставляет Москве и Пекину новую возможность для углубления сотрудничества.</p>
Комментарии экспертов
<p>Контракт по газу нужен не только нам, но и в такой же степени он важен для Китая. Да, мы хотим показать Западу, что у нас есть альтернативные варианты. Но Китаю этот контракт нужен не меньше: потребности в газе не закрыты, австралийское СПГ в два раза выше, чем предлагает Россия. К тому же, мы предлагаем политически безопасный газ. Поставки из России лишены рисков транзита, которые есть у австралийского и катарского СПГ.</p>
<p>Но и у нас существует предельная планка для компромисса. Мы не можем продавать газ Китаю ниже себестоимости. Китай решил гнуть свою линию. Расчет скорее всего таков: России этот контракт нужен больше, поэтому будем настаивать на снижении цены. </p>
<p>Наверное, некоторые воспринимают очередное неподписание соглашения как наше поражение. Но я воспринимал бы это иначе. Обстоятельства вроде заставляли Россию пойти на уступки. И раз мы на них не пошли, это хорошо: мы понимаем свои интересы и не готовы идти на поводу у обстоятельств.</p>
<p>Полагаю, что наша сегодняшняя позиция заставит Китай всё-таки задуматься. У него нет большого выбора. И претворять в жизнь поговорку - <span style="font-family: Times; font-size: 14px; text-indent: 18px;">«</span>сидеть на берегу реки и ждать, когда пронесут труп твоего врага<span style="font-family: Times; font-size: 14px; text-indent: 18px;">»</span> - не получится. Проблемы с газом у Китая начнутся довольно быстро. Пекин играет в сложную игру. Причём это касается и расклада сил в России.</p>
<p>Мы понимаем, что в российской элите есть прозападные, проевропейские силы. То, что сделал Китай, показывает, что он - партнёр весьма сложный, и полностью рассчитывать на эту страну мы не можем.</p>
<p>Это, кстати, не первая история. Когда вводили санкции против Ирана, Тегеран думал, что Китай ему поможет. Но этого не произошло: Китай стал <span style="font-family: Times; font-size: 14px; text-indent: 18px;">«</span>прогибать<span style="font-family: Times; font-size: 14px; text-indent: 18px;">»</span> Иран так, что тот застонал.</p>
<p>Так что всегда надо учитывать, что Китай не рассматривает другие страны как партнёров. Но такая позиция ставит в сложное положение сам Китай. Россия, например, не готова под него полностью подстраиваться.</p>
<p>Впрочем, есть ещё время, не исключено, что ситуация быстро изменится и контракт подпишут во время форума. Россия, предложив обнулить налог на добычу полезных ископаемых для газовых месторождений, которые будут поставлять газ по будущему контракту в Китай, показала, что готова к компромиссам, но они не беспредельны. </p>
<p>Основные параметры газового соглашения между Москвой и Пекином давно известны. Готовилось оно почти десятилетие и камнем преткновения оставался вопрос цены. Россия рассчитывает на цены, сопоставимые с европейским направлением.</p>
<p>Непосредственная окупаемость проекта обусловлена сложными условиями, в которых он создавался, поэтому Москва хочет получить достойную цену за голубое топливо.</p>
<p>Основания для этого есть - энергобаланс Китая строился на дешевом угле, который начинает исчерпываться. Соответственно, Китай заинтересован в энергоресурсах как по линии Средней Азии, так и России. Рано или поздно соглашение будет подписано. Это - вопрос времени.</p>
<p>Что касается перспектив поставок, то речь идет примерно о 30 миллиардах кубометров. В Европейский союз мы поставляем гораздо больше, но все равно подразумевается внушительный объем, и Китай проявляет интерес к нашим энергоносителям. Также есть заинтересованность у Индии, Японии, Южной Кореи - почти во всех странах Юго-Восточной Азии. В среднесрочной перспективе можно подготовить хорошую площадку для экспансии в соседние страны.</p>
<p>Создать конкуренцию Boeing чрезвычайно тяжело. Сейчас Boeing - это уже традиция, в основе которой десятки тысяч самолетов. Соответственно, есть вся необходимая инфраструктура.</p>
<p>Но при наличии средств, безусловно, можно создать конкуренцию этому самолету - достаточно вспомнить, как создавался Airbus. Тогда тоже сделали ставку на объединение, которое сейчас производит мировой бренд.</p>
<p>Если говорить о России и Китае, то надо понимать, что у нас есть мощные конструкторские возможности, хорошая школа и разработки, у Пекина - большие возможности с точки зрения финансирования и дешевой рабочей силы. Можно напрячься, постараться и создать сначала пробную модель. Если она пойдет и станет конкурентоспособной, дальше может идти речь о создании большого международного консорциума.</p>
<p>Главный вопрос сегодняшнего дня - станет ли эта модель коммерчески успешной? Можно создать новый самолет, но основная проблема - выйти на рынок и завоевать его. Затраты на создание нового самолета таковы, что прибыль возможна после продажи 500-600 машин.</p>
<p>При этом большинство стран сориентированы на традиционные компании. Шансы есть только в том случае, если новая машина будет обладать уникальными коммерческими характеристиками, которые выражаются, в том числе, и в стоимости полета.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".