Статья
1241 16 августа 2013 12:46

Война рейтингов

Результаты опросов этой недели показывают падение рейтинга кандидата на пост мэра Москвы, врио мэры Сергея Собянина и рост рейтинга кандидата Алексея Навального. Информацию о своих исследованиях представила компания «Комкон», пишет «Коммерсант».

С начала месяца, рейтинг Собянина среди тех, кто определился с кандидатом, упал на 15%, (с 78,5% до 63,5%), а этот же рейтинг Навального вырос на 9,2% (с 10,7% до 19,9%).
 
За кандидата от КПРФ Ивана Мельникова готовы проголосовать 7,8 процента избирателей (в начале августа — 5,3, в конце июня — 2,3 процента), за кандидата от «Яблока» Сергея Митрохина — 4,2, а за Николая Левичева («Справедливая Россия») и Михаила Дегтярева (ЛДПР) по 2,3 процента.
 
Среди всех опрошенных «Комконом» (включая тех, кто не определился с тем, за кого отдаст свой голос), за Собянина готовы проголосовать 37,9 процента москвичей (наименьший показатель за все время), за Навального — 11,8 процента, за Мельникова — 4,7 процента, за Митрохина — 2,5, а за Левичева и Дегтярева — по 1,4 процента.
 
Эксперты уже отмечают, что перед выборами соперничество кандидатов идет по всем фронтам, не исключая и войны рейтингов.
 
Так, по данным ВЦИОМа, опубликованным 14 августа, за Собянина готовы отдать голоса 53 процента избирателей (этот показатель лишь незначительно меняется за последние недели), за Навального — 9 процентов, за Мельникова — 3, за Митрохина — 2, а за Левичева и Дегтярева по 1 проценту.
 
Прогноз ВЦИОМа предполагает, что Собянин на выборах наберет 67,4 процента, Навальный — 13 процентов, Мельников — 6,5, Митрохин — 5,4, а Левичев и Дегтярев по 3,3 процента, отмечает Lenta.ru.
Комментарии экспертов

Война рейтингов на московских выборах – это, скорее, федеральная проблема вне зависимости от того, кто делает опрос. Что бы ни происходило с рейтингами, если Навальному сильно не помогут, Собянину ничто не угрожает. А вот послевкусие, явление политика Навального со совершенно другим электоральным рейтингом после нынешней избирательной кампании, это уже будет федеральной проблемой, а не московской. 

Все, что связано с рейтингами, влияет на так называемую элитную легитимность выборов. Все увлечены легитимностью формальной, связанной с качеством голосования, юридической легитимностью.  Но еще существует признание результатов среди политической и экономической элиты, в том числе региональной. Она за всеми этими данными и за всем, что происходит, следит очень внимательно. И вот эта связь, когда сначала вокруг Навального происходят определенные действия, а рейтинг его растет, но никто по этому поводу ничего в ответ не говорит, это работает на понимание, что все возможно.
 
В рамках избирательной кампании, которую ведет Собянин, специалисты, конечно, рейтингами занимаются, но это другого порядка проблема. Навальный не ведет кампанию внутри Москвы. Он ведет федеральную компанию.   
 

Простые избиратели не обращают внимание на рейтинги, и особого значения они не имеют. Что же касается данных Комкона, которые говорят, что рейтинг Собянина упал на 15%, то здесь надо более подробно изучить и посмотреть, как они получены. Возможно, была допущена ошибка, не те категории опрашивались, не было репрезентативной выборки. Комкон – достаточно авторитетная структура. Я далек от предположения, что у них есть какая-то ангажированность и личный интерес. Видимо, какая-то ошибка в методике, потому что никаких действий или предпосылок к тому, чтобы рейтинг Собянина падал, нет. Наоборот, я вижу определенный оптимизм, который приводит к увеличению рейтинга. В любом случае будет интересно сравнить результат опроса Комкона с тем результатом, который будет на выборах. 

Компания Собянина достаточно яркая, она построена на конкретных действиях. С одной стороны, она очень активная, а с другой стороны не является каким-то новым словом. Это компания человека, который выступает очевидным фаворитом этих выборов и его действия связаны с хозяйственной деятельностью, что укладывается в классический вариант кампании.
 
Что касается господина Навального, то, мне кажется, он скорее проигрывает в плане избирательной кампании. От него ждали  более яркой, молодежной, более активной кампании. Но кроме появления этих кубов на улицах, раскрасок велосипедов я не могу привести пример интересного шага со стороны Навального. Может быть, еще последуют какие-то флешмобы. Но он, мне кажется, наоборот старается понравиться населению не молодому, представить себя в виде такой здравомыслящей фигуры,  добавить себе часть бюрократического имиджа, что с ним, собственно, не вяжется. 
 
Что касается избирательной кампании Митрохина, Мельникова, Левичева, то она достаточно стандартная, много агитации, но из новых элементов единственное, что привлекло внимание, так это заявление Мельникова, что он готов образовывать коалиционное правительство. Это было новым позитивным добавлением к имиджу коммунистов.
 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".