Статья
17 Марта 2009 19:01

Воздушный яд

Скапливающиеся в салонах самолетов токсические испарения небезопасны для здоровья экипажа и пассажиров, вызывая «аэротоксический синдром», утверждает The Independent, ссылаясь на мнение экспертов.

Пилот Джон Хойт часто замечал, что после перегрева вентиляционной системы салон наполняется голубоватым дымом, повествует корреспондент Джимми Ли Шрив. После 16 лет работы Хойт был вынужден уйти на пенсию, так как страдал хронической усталостью, а также проблемами с памятью; думать было трудно, в глазах двоилось, язык заплетался.

Хойт летал на самолетах BAe-146, но токсические испарения зафиксированы также на Boeing 757, Airbus A320, Boeing 737 и Embraer ERJ-145. Страдают и пассажиры: в 2000 году американка Робин Монтмайер начала страдать потерей памяти, бессонницей и нервными тиками после перелета на Airbus 320. Врачи не смогли поставить ей диагноз, отмечает издание.

«Между тем специалисты выявили причину этих загадочных болезней — речь идет о воздействии вещества под названием трикрезилфосфат (ТКФ), которое добавляют в авиационное топливо, чтобы двигатели меньше изнашивались», — сообщает автор. Яд попадает в салон ввиду устройства вентиляционной системы: пассажиры дышат смесью из «обычного» воздуха, пропущенного через фильтры, и воздуха из двигателей, который предварительно охлаждают, но не очищают. Последствия отравления некоторые ученые именуют «аэротоксическим синдромом», сообщает издание. Причем пассажиры бизнес-класса от него не застрахованы: весь самолет дышит одним и тем же воздухом. Нейропсихолог из Лондонского университета Сара Маккензи Росс полагает, что синдром может развиваться у 200 тыс. авиапассажиров в год, но многие эксперты считают эту цифру заниженной.

Теперь Хойт создал сайт Aerotoxic.org, где всякий желающий может поделиться своей историей недомоганий после перелетов, и требует привлечь авиакомпании к ответственности. По мнению экспертов, воздух можно очистить путем установки специальных фильтров, которая обойдется в миллионы фунтов. Но Хойт подчеркивает, что расходы окупятся, тем более что от отравления могут потерять сознание пилоты, а это чревато катастрофой. Он также советует приобрести на Aerotoxic.org специальную маску, защищающую от токсинов, сообщает деловая газета ВЗГЛЯД.

Сергей Фролов, кандидат медицинских наук:

Трикрезилфосфат — действительно довольно опасен, и я почти не сомневаюсь в том, что его воздействие на организм в некоторых случаях может стоить человеку здоровья: в худшем случае речь может идти о параличе. Но вместе с тем нужно понимать, что «воздействие» и «болезнь» — это далеко не одно и то же.

На организм человека ежеминутно воздействует множество опасных веществ. Некоторые из них — смертельно опасны и почти не выводятся из организма. Но люди умирают и заболевают далеко не всегда: сопротивляется иммунитет, доза воздействия не всегда может быть критичной и т.д. Кроме того, трикрезилфосфат — это малолетучая жидкость, а значит, попадание ее в организм в достаточных для болезни количествах — вопрос довольно сложный, и вряд ли стоит раздувать панику на этот счет.

Комментарии экспертов
<p class="text">А еще я читал, что некоторые люди умирали, проведя в кресле неподвижно много часов во время перелета, скажем, в Австралию. У них образовывались тромбы. Но этих людей было куда меньше, чем даже погибших в авиакатастрофах. Так и воздействие описанного вещества наверняка испытало не так уж много народу. Но маховик истерики запущен, так что все только начинается.</p>

<p class="text">И теперь наверняка придумают какую-нибудь очередную ерунду с масками на борту, с переоборудованием самолетов и еще чем-нибудь. У нас и так самый надежный в мире пассажирский самолете Ил-86 выбросили на помойку, потому что он, видите ли, сильно шумит. Так он самолет, ему положено шуметь! У нас и так полет на самолете превращен в унижение каждого пассажира. Пассажиры снимают ботинки, ремни, их обыскивают, они вынуждены паковать спиртное в какие-то дурацкие пакеты, а теперь еще и начинают запрещать пить в полете алкоголь. То есть авиация уже сейчас не средство передвижения, а средство для провоцирования стыда. Лично я на самолетах стараюсь не летать именно по этим причинам. Поэтому мне и на «голубой дым» наплевать.</p>

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".