Статья
5 Сентября 2009 0:02

Возвращение невидимой руки. Актуальность либерализма

Американский либерализм с российским лицом.

Комментарии экспертов

Экономический кризис возродил к жизни концепции, которые, как казалось еще пару лет назад, остались в далеком прошлом. Маркса и Кейнса снова возвели в ранг оракулов. Нет, никто их и не выводил из пантеона классиков. Однако кейнсианская экономическая политика, да и марксистский образ справедливого общества, давно перестали быть мэйнстримом. Либеральные принципы господствовали в умах политиков и государственных экономистов. Это не означает того, что западные общества стали жить по канонам классического либерализма. Тем не менее именно либерализм стал господствующим образом мысли политической элиты.

В нынешнем кризисе обвинили нерегулируемый свободный рынок. Отвергающие капитализм радикальные интеллектуалы стали находить интерес и понимание у политиков. Глобальной экономике был вынесен неутешительный диагноз: причиной кризиса стало то, что государства, по причине глобализации, утратили контроль над происходящими экономическими процессами. Они променяли глобальный хаос на порядок у себя дома. А поэтому, государство нужно укрепить, восстановив «правильное» регулирование, и тогда экономическая машина вновь заработает как часы. Главное, вновь не выпустить капитализм из-под контроля. Эту точку зрения сейчас разделяет как «человек с улицы», так и высоколобые специалисты.

Переведенная на русский язык книга американского экономиста Дипака Лала «Возвращение „невидимой руки“: актуальность классического либерализма в XXI веке» в этом смысле может показаться несвоевременной. Лал доказывает, что классический либерализм является единственной успешной социально-экономической моделью, на которую человечество обречено в XXI веке. В США книга была опубликована в 2006 году. Соответственно, в ней нет ничего про современный кризис, про его причины и истоки. Но, справедливости ради, главной книги о современном кризисе еще не написано, так же как не написано и обстоятельной работы, в которой сторонники классического либерализма ответили бы на доминирующие представления о кризисе сторонников, как их называет Лал, нового дирижизма. Однако, как кажется, книга Лала будет полезна как развенчание аргументов против капитализма и против глобализации. Снабженная множеством примеров и экскурсами в экономическую историю человечества, она послужит хорошим популярным источником в спорах за капитализм, в том числе в России, где «дирижизм» всегда считался чуть ли не догмой.

Изложение принципов классического экономического либерализма находятся в центре книги Лала. Классический либерализм базируется на свободной торговле, свободном предпринимательстве и защите прав собственности. Современный Запад при этом отошел от классического либерализма. Западные общества готовы жертвовать капитализмом в угоду демократии, которая основа на приоритете специфически понимаемых этических принципов, ведущим к перераспределению богатства и, в конечном счете, к ограничению экономических свобод. Лал доказывает, что для развития важна прежде всего не политическая, а экономическая свобода.

Обращаясь к экономической истории, Лал пишет, что капитализм как экономическая система возник в позднее Средневековье, «когда купец и предприниматель получили достойный социальный статус и защиту от государства». Если капитализм возник относительно недавно, то глобализация — «давнее циклическое явление, связанное с формирование и крушением империй». Суть процесса глобализации — это «объединение ранее слабо связанных между собой или изолированных регионов в общее экономическое пространство». Глобализация неизбежна при росте капитализма. Она приводит к росту благосостоянию и уменьшению бедности. Раньше глобализация имела место внутри отдельных регионов, например, в Средиземноморье. Первая по-настоящему глобальная экономика возникла в XIX в эпоху Британской империи.

Американский экономист противопоставляет классический либерализм различным версиям дирижизма. Последний основывает на том, что многие функции свободного рынка (например, ценообразование) заменяются различными инструментами государственного контроля. Дирижистское государство ограничивает свободу международной торговли и расчетов. Наконец, оно ставит своей целью перераспределение богатства для борьбы с бедностью, путая, с точки зрения Лала, решение проблемы с ее причиной. Сейчас «новые дирижисты» выcтупают против глобализации капитализма. Страны, которые отходят от принципов классического либерализма и проводят дирижисткую экономическую политику, — современные страны Запада — обречены на участь Британской империи в XIX веке. Их место займут те, кто пойдет по пути классического капитализма в его англосаксонской модели. Запад может сохранить свое могущество, если вернется к классическому либерализму. Так, среди практических мер, Лал предлагает отойти от принципа взаимности и вводить таким странам, как США, свободную торговлю в одностороннем порядке.

Лал убежден в том, что Россия должна также принять англосаксонскую модель капитализма. Однако в предисловии к русскому изданию высказана одна идея, которая вряд ли понравится не только нашим «государственникам», но и либералам. Лал пишет следующее: «Один из способов разрешения вечной дилеммы российской души — европейской и азиатской одновременно — может стать вариант „аляскинского решения“ царского правительства: сдача Сибири „в аренду Китаю“ в обмен на долю рентных доходов, которые китайцы извлекут из ее природных ресурсов». По мнению экономиста, это позволит России «избавиться от несбыточной имперской мечты, порождающей авторитаризм, и стать органичным европейским государством, возможно, даже либерально-демократическим». Кроме того, «сдача Сибири» поможет России перейти от сырьевой экономики к капиталоемкой. Пусть разумность предложения  — насколько оно будет способствовать построению либеральной демократии в России и популярности здесь классического либерализма — остается на совести Лала. Несмотря на этот пассаж — книга очень интересная и полезная.

 

Книга любезно предоставленна магазином  "Фаланстер".


© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".