Статья
1 Марта 2013 10:45

Возвращение смешанной системы

Президент России Владимир Путин внес в нижнюю палату парламента новую редакцию закона о выборах депутатов Государственной думы. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу нижней палаты парламента.

Этот документ был подготовлен Центризбиркомом; на стадии разработки прошел ряд общественных дискуссий, в том числе в рамках площадки «Открытая трибуна» с участием депутатов Госдумы и представителей непарламентских партий.

Основные параметры закона описывают смешанную систему выборов, закрепленную в аналогичном законе 2003 года, с небольшими вариациями, пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в администрации главы государства.

Отмечается, что, если закон будет принят, право на участие в федеральной кампании получат многие партии и кандидаты, в том числе и самовыдвиженцы. Однако проект документа не предполагает возможности создания избирательных блоков на выборах в Госдуму, так что «даже думским партиям будет сложно конкурировать с союзом «Единой России» и «Общероссийского народного фронта» (ОНФ), если партия сосредоточится на списках, а «фронтовики» — на одномандатных округах».

«Концепция избирательных блоков обсуждалась, но было решено, что каждый должен сражаться самостоятельно», — пояснил собеседник издания в Кремле.

Пропорция депутатов, избирающихся по спискам и по одномандатным округам, в законопроекте осталась прежней — 225/225. Графы «против всех» нет. Явка на выборы законом никак не регулируется. Закреплена возможность видеонаблюдения на избирательных участках. Сроки избирательной кампании оставлены прежними: 28 дней на агитацию, 110 — на выдвижение.

Комментарии экспертов
<p>Предложенный законопроект основан на желании власти сделать избирательную систему более открытой для новых людей. Увеличение в последнее время желающих попробовать себя в политике требует адекватных каналов входа людей в систему и дальнейшего их продвижения внутри нее. Выборы по одномандатным округам - один из наиболее эффективных таких каналов. <br />
<br />
С другой стороны, при нынешней многопартийности эта смешанная система будет в конечном счете способствовать развитию крупных партий. Для «партийных лилипутов» возможность провести одного-двух депутатов на самом деле ничего не дает. Для них это в лучшем случае утешительный приз. Всё равно им придется входить в орбиту влияния крупнейших парламентских партий.<br />
<br />
Новая схема придаст большую  динамику политсистеме, позволит расширять пространство для диалога и различного рода компромиссов в кадровых вопросах.<br />
<br />
Смешанная система на какое-то время придаст выборам дополнительную зрелищность и повысит к ним интерес. С другой стороны, она сделает политическую жизнь более сложной. Некоторые из новых лиц вряд ли будут такими же договороспособными, как опытные парламентские старожилы. Поэтому у власти могут быть и серьезные конфликты с неофитами.<br />
<br />
Другое дело, что предложенная схема выборов не решает двух главных проблем - места и времени. В целях развития политической конкуренции гораздо важнее уменьшить срок полномочий Думы до четырех лет, а мажоритарную систему активнее развивать в регионах.</p>
<p>Законопроект, внесённый в Думу президентом, продолжает политическую реформу, возможности политического участия расширяются. Теперь политическая реформа дошла до конкретных политиков, которые могут выдвигаться в депутаты. Расширяются возможности их выдвижения, и перспективы избрания в Госдуму становятся более реалистичными после того, как восстанавливается смешанная избирательная система. <br />
<br />
Теперь в парламент могут быть избраны лидеры общественного мнения,  активные представители региональной элиты, отдельные харизматичные политики, даже лидеры протестного движения – те из них, которые играют в рамках системы, готовы действовать в рамках закона и работать в парламенте и при этом пользуются популярностью и значительным общественным доверием, чтобы быть избранными. <br />
<br />
Если говорить о том, почему в данном законопроекте не предусмотрена возможность создания избирательных блоков, то я не исключаю, что такая возможность будет на одном из следующих этапов реформы.<br />
<br />
В принципе, и нынешняя конфигурация закона создаёт очень широкий диапазон возможностей и для политических партий, и для активных политических групп, в том числе региональных, и для конкретных харизматических политиков, которые располагают значительным общественным доверием. Такие условия, как пятьсот членов, которые необходимы для регистрации партии, и пятипроцентный барьер, создают достаточно динамичную систему и без блоков. Хотя, с моей точки зрения, возможность создания блоков ещё более усиливала бы возможности народного представительства.</p>
<p>Эти изменения в закон о выборах депутатов Госдумы вытекают из Послания президента, Путин об этом сказал ещё в своём Послании. Он обобщил имеющийся опыт, предложения от партий, парламентских и непарламентских – о том, что сегодня помимо партийных списков разумнее вернуться к одномандатным округам. <br />
<br />
Принципиальный вопрос заключался в том, ограничивать ли выборы только полем политических партий или всё же дать возможность самовыдвиженцам. В предыдущем законе была предусмотрена форма пассивного избирательного права, когда беспартийный гражданин, для того чтобы реализовать своё право быть избранным, должен был заручиться поддержкой любой партии, чтобы его включили в список. Практика показала, что эта форма работает плохо.<br />
<br />
Поэтому сегодня право самовыдвижения – это возможность реализации конституционного права, права быть избранным, которое есть у каждого гражданина. Я считаю, это правильно, конституционно, в духе времени и развития демократии. Это будет способствовать и появлению новых активных людей, и даст возможность проявить себя в ходе избирательных кампаний. <br />
<br />
Если говорить о влиянии этого закона на всю политсистему, то он будет укреплять демократические основы, потому что он расширяет потенциальную базу участия в избирательных кампаниях – не только через политические партии, но и любого гражданина, который хотел бы принять участие в выборах. Создаётся дополнительная потенциальная возможность для этой реализации. <br />
<br />
Почему в законе не предусмотрено создание избирательных блоков? В случае с блоками получается так: ты создаёшь любую политическую силу,  которая не имеет опоры, потом вы находите десять себе подобных и идёте единой командой. А если же ты создаёшь политическую партию, тогда будь добр действительно её укреплять, чтобы она была мощной политической силой, работала в регионах. <br />
<br />
Поэтому блоки – это искусственное приспособление для того, чтобы дать дополнительные шансы тем, кто не хочет активно работать в политической сфере. Но при этом участники политической системы ставятся в неравные условия: для одних создаются дополнительные поблажки, а другие пойдут «своей колонной». Если мы хотим, чтобы политическая система в России развивалась нормально, то, с моей точки зрения, все должны быть в равных условиях.</p>
<p>Президентский законопроект о выборах депутатов Государственной думы увеличивает возможности всех политических партий и политиков для самореализации. Принятие нового закона также будет способствовать цивилизованному развитию общественно-политической активности в регионах. Новая смешанная система позволяет, с одной стороны, развивать конкуренцию партий и идей, а с другой, стимулирует борьбу между личностями, имеющими не только политическую поддержку, но и общественное признание в конкретном регионе.</p>
<p>Для поддержания политической конкуренции в новом законопроекте снижен порог явки с 7 до 5 процентов, поддержана возможность формирования общефедеральной части партийных списков. Если у небольшой политической партии нет уверенности в победе своего федерального списка, ее лидеры могут пройти в Думу, как депутаты-одномандатники. В таких условиях необходимости в блоках нет, это сбережет небольшие партии от поглощения их партиями-ветеранами. Если политическая партия чувствует поддержку избирателей, она должна бороться и участвовать в выборах самостоятельно, а не прятаться за спиной другой партии.</p>
<p>Невозможность замены времени дебатов на политическую рекламу по факту делает участие партий в дебатах обязательным, что также будет способствовать формированию адекватного мнения наших граждан о тех или иных политических силах. Прозрачный контроль за ходом голосования и подсчетом голосов с использованием веб-камер предельно сократит возможности для правонарушений в день голосования и не даст возможности интерпретировать  результаты выборов и увеличит доверие к результатам голосования. </p>
<p>В целом, президентская инициатива подчеркивает важность поддержки каждого кандидата со стороны избирателей и серьезно персонифицирует политическую конкуренцию, делая ее не только соревнованием идей, но и состязанием личностей, претендующих на места в парламенте. Всё это позитивно скажется на развитии российского парламентаризма и демократического развитии нашей страны.</p>
<p>Новый закон о выборах депутатов Госдумы я оцениваю негативно.  Во-первых,  считаю, что в принципе неправильно всё время менять правила игры, как это делается.  </p>
<p>Во-вторых, возвращение одномандатных округов в нынешней экономической ситуации в стране приведет к тому, что подавляющее большинство этих округов «возьмут» люди, аффилированные с властью и крупным бизнесом.  Конечно, это даст возможность пройти десяткам или двум десяткам  ярких людей, которые не связаны ни с какими  партиями, но ценой того, что остальные двести человек будут от правящей партии.  </p>
<p>Не согласен, что таким образом повышается конкуренции в стране. Повышается конкуренция денежных мешков, финансовых ресурсов, а не политическая конкуренция взглядов. Те, у кого есть доступ к  этим финансовым ресурсам, воспринимают изменения положительно. Это как представители власти, так и представители либеральной  оппозиции, которая связана с тем или иным капиталом.  Те, у кого нет  таких возможностей, воспринимают этот закон  негативно.   </p>
<p>К тому  же, это дополнительный удар по мелким партиям.  До сих пор линия развития политической системы в России была на укрепление партий. Но как закон о снижении минимальной численности партий до 500 человек, так и нынешний закон провоцируют  появление «партий с одним человеком». Это будет дезориентировать избирателя и подрывать доверие к политической системе как таковой, что очень плохо.</p>
<p>Я выступаю за систему  с небольшим количеством  сильных партий и по партийным спискам.</p>
<p>Что касается блоков, этот вопрос лежит в плоскости судьбы ОНФ.  Если сейчас разрешить блоки, то это будет восприниматься как удар по «Единой России», как план перевести часть людей в ОНФ.  Никто не хочет давать почву для таких спекуляций. Но я не исключаю, что вопрос с блоками может  в любой момент поправкой вернуться в текст закона.</p>
7 Июля 2017 Анонс
Саммит G20
 Саммит G20 7-8 июля в Гамбурге соберутся лидеры стран «Большой двадцатки». Уже запланированы встречи президента России с Мун Чже Ином, президентом Южной Кореи и Эммануэлем Макроном, французским лидером. Не исключена и встреча в формате «нормандской четвёрки».
14 Июня 2017 Новости  Большинство украинцев оценили ситуацию в стране как хаос Большинство жителей Украины (85 %) считают, что их страна находится в состоянии хаоса, 75% согласны с тем, что Украина - на стадии распада, таковы данные исследования, проведенного социологической группой "Рейтинг".  11 Июня 2017 Анонс
Парламентские выборы во Франции
 Парламентские выборы во Франции 11 июня состоится первый тур парламентских выборов во Франции, второй – 18 июня. Будут избраны 577 депутатов, СМИ предсказывают кардинальные изменения конфигурации парламента и победу партии, которую ранее возглавлял Эммануэль Макрон. 
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".