Статья
20 Апреля 2009 3:09

Возвращение в гражданское общество

Возможно ли государство всеобщего благоденствия без участия самого государства?
Комментарии экспертов
<p>Дискуссия о гражданском обществе сейчас ведется в России на самом
высоком уровне. Об нем как о жизненно необходимом для государства
механизме обратной связи говорит президент Медведев. На этом фоне
возникает вполне понятный интерес к исследованиям, посвященным этой
теме, тем более что споры вокруг понятия гражданского общества в
политической науке имеют весьма давнюю историю.<br>
<br>
Впрочем, в
данном случае перед нами не чисто политологическая работа, посвященная
лишь анализу данного понятия. Книга английского историка и политолога
Дэвида Грина вышла впервые в 1993 году и по сути посвящена критике
тэтчеровского представления о роли государства в обществе. Грин пишет,
что изначально он намеревался исследовать состояние общественных
организаций в посткоммунистических странах Восточной Европы, однако
достаточно быстро выяснил, что на Западе во второй половине XX века
обществу нанесен почти такой же серьезный урон как и при коммунистах.
Только вместо прямого силового давления сверху - со стороны
коммунистических партий - в роли разрушителя общества здесь выступило
"государство всеобщего благоденствия" (Welfare State). Его система
социального обеспечения, согласно Грину, вытеснило на переферию всякую
общественную инициативу.<br>
<br>
Почему выбор русских издателей книги пал именно на эту работу в этом
смысле не вполне понятно - все же в России сейчас нет ни диктатуры
коммунистов, ни welfare state, так что проблемы, описанные в 1993 году
Грином, имеют для нас в основном (хотя и не только) теоретическое
значение.<br>
<br>
Первая идея Грина состоит в том, что в действительности Тэтчер вовсе не
демонтировала государство всеобщего благосостояния, поскольку его
принципы, несмотря на антисоциалистический пафос премьера остались
неизменными. По сути Грин заявляет тем самым, что либерализм Тэтчер был
недостаточно радикальным.<br>
<br>
И отсюда вытекает следующее обстоятельство: правильный либерализм,
опирающийся не на государственную политику, но на общественную
инициативу, т.е. как раз на гражданское общество, следует искать в
прошлом. Для Грина таким золотым веком становится XIX столетие. Он
анализирует систему социального обеспечения этого времени, и приходит к
выводу, что оно - в отличие от современных образцов - было основано не
на принудительном перераспределении налогов через государственный
бюджет, но на свободе и личной ответственности граждан, вступавших в
общество взаимопомощи, которых в Англии тогда насчитывалось многие
тысячи.<br>
<br>
Постепенно их структура усложнялась, возникали федерации таких обществ,
функции которых становились все более широкими. Участие в обществах
взаимопомощи способствовало формированию у людей определенных качеств,
таких как ответственность, независимость и альтруизм. Эти общества,
согласно Грину, выступили социальной базой для классического
либерализма, время существования которого автор указывает как 1834-1911
годы. Затем на этой сцене появляется новый игрок - государство. В 1911
году была введена общенациональная система страхования. А в 1948-ом
общества взаимопомощи прекратили свое существование.<br>
<br>
Возрождение института гражданского общества Грин связывает с
возвращением к этому классическому опыту. Все же довольно странная
идея, учитывая тот общеизвестный факт, в каком плачевном состоянии
находилось социальное обеспечение в эру классического либерализма.
Условия жизни и труда рабочих этих десятилетий подробно описаны у
многих авторов, в том числе у Маркса. Именно эти условия позволили
социалистам провозгласить лозунг о том, что пролетариату нечего терять
кроме своих цепей. Грин же считает, что он потерял в результате еще и
общества взаимопомощи.<br>
<br>
Впрочем, рациональное зерно в работе Грина, по-моему, есть. Оно
заключается в том, что гражданское общество, к сожалению, не может быть
создано в результате государственного указа, и что люди должны
целенаправленно воспитывать в себе этот странный и необычный навык,
требующий усилий и жертв, - быть гражданином.<br>
<br>
<em>Книга предоставлена магазином "Фаланстер".</em> <br>
</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".