Статья
6 Июня 2012 13:26

Возврат к прямым выборам мэра

Важным трендом развития региональной политики выступает дискуссия о перспективах возвращения к повсеместным прямым выборам мэров. В настоящее время закон не исключает этой возможности, но в последние годы все более широкое распространение получал институт сити-менеджеров. 

Изначально он рассматривался как механизм обеспечения более эффективного управления на местах, однако практика показала, что «конкурсный» способ формирования местной власти отнюдь не гарантирует качества ее работы (впрочем, как и выборы не гарантируют отбора наиболее компетентного менеджмента). Новую актуальность вопрос о выборах мэров получил в связи с публикацией проекта поправок к закону об организации МСУ, подготовленного Минрегионразвития.

Согласно новым поправкам к закону об организации МСУ, «глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах». При этом практика привлечения сити-менеджеров продолжит существовать: избранный руководитель, согласно уставу, может возглавить представительный орган (совет депутатов) или местную администрацию, а в населенных пунктах, где глава администрации (мэр) является спикером парламента, «хозяйственные» функции продолжат исполнять сити-менеджеры. 

В проекте поправок также предусмотрена новая должность вице-главы, который будет замещать мэра во время его болезни или в случае отставки. Положительно оценивая нововведение, отметим, что меры по контролю за работой местной власти пока проработаны не в полном объеме. Фактически, единственной четко определенной нормой в этой сфере являются законодательные требования об отчетности глав муниципалитетов перед местными депутатами и возможности отстранения недобросовестно исполняющих свои обязанности по ряду параметров.

Оценивая эту федеральную инициативу, стоит учесть политический контекст, связанный с введением новой процедуры наделения полномочиями глав регионов: возвращение к прямым выборам губернаторов придает новое звучание и мэрскому вопросу. На фоне активизации общественных движений, в том числе, протестных, «демократические» изменения, связанные с прямыми выборами, особенно востребованы. 

Таким образом, с точки зрения приоритетов Центра, связанных с обеспечением политической стабильности, появление на повестке дня поправок к закону об организации МСУ выглядит вполне закономерно. Важно подчеркнуть, что для возвращения к выборам мэра города в каждом случае достаточно лишь принятия поправок в устав муниципалитета, корректировка федерального закона с юридической точки зрения обязательной не является.

В ближайшем будущем в части субъектов федерации возможность проведения прямых выборов мэров может быть подтверждена дополнительными региональными законами, при этом можно прогнозировать, что федеральный закон об организации МСУ принципиальных изменений не претерпит. Также вероятно возобновление процесса укрупнения муниципалитетов на уровне поселений. Конфликтность элит на местном уровне останется высокой в крупных и средних городах. 

Оксана Гончаренко

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".