Комментарий
1736
11 мая 2015 13:14
За год ДНР и ЛНР пришли к состоянию полной независимости
политологАлександр Казаков Директор Центра либерально-консервативной политики им. П.Столыпина и П.Струве Александр Казаков считает, что главным итогом прошедшего года стало то, что независимость ДНР и ЛНР состоялась.«Можно сказать даже одной фразой, которая говорит и о достижениях, и о проблемах: за прошедший год Донецкая и Луганская народные республики пришли к состоянию полной независимости. Но сегодняшнюю ситуацию можно охарактеризовать как неустойчивое равновесие. С одной стороны, обе республики состоялись как государство, т.е. имеют административную систему, армию, налаживают системы социальных платежей или восстанавливают экономику. Они ведут в этом смысле абсолютно автономное существование, никаких реальных связей с Украиной у них нет, причем эти связи обрубила сама Украина.
С другой стороны, республики не признаны мировым сообществом, и даже те государства, которые могли бы обеспечить им экономическую самостоятельность, как, в частности, Россия, сами находятся под таким внешним давлением, что вряд ли готовы сегодня это сделать. Получается, что для обеих республик внешние по отношению к ним обстоятельства не позволяют им приобрести качество самостоятельных государств.
Те задачи, которые ставили перед собой республики, проводя референдум, реализованы лишь частично. «Но самое главное – не в оценке года после референдума, а в оценке вариантов будущего для республик, – отметил эксперт. – И на сегодняшний день, как ни странно, все варианты будущего остаются открытыми, за исключением, наверное, одного – если год назад среди вариантов будущего мы могли говорить о варианте воссоединения, возвращения на Украину, то сегодня такого варианта однозначно нет.
За этот год Украина совершила столько военных преступлений в отношении Донецка и Луганска, убила такое количество людей и совершила столько жестокостей, что люди не согласятся на возвращение в исходное состояние ни за какие обещания материального благополучия.
Кроме этого, остаются другие варианты. Вариант первый – независимость в полном смысле этого слова. И этот вариант не кажется сегодня преимущественным, поскольку противодействие, которое оказывается этому пути со стороны объединенного Запада, вряд ли позволит сейчас состояться этому варианту. И второй вариант – это та или иная форма сначала экономической, а потом и политической кооперации с Украиной.
Есть тот вариант, который прописан в Минских соглашениях. Но совершенно не обязательно, что если он будет пройден, на выходе мы получим тот результат, который был заложен 12 февраля в комплекс мер. Уже начавшееся политическое взаимодействие и переговоры между Донецком и Луганском с одной стороны и Киевом с другой – это всегда очень подвижная субстанция. Каждая сторона обладает внутренними политическими выборами и ограничениями, которые не позволят им сделать те или иные шаги, несмотря на то, что они были прописаны и согласованы. По прошествии времени комплекс мер и заложенная в него модель тоже претерпит видоизменения. Поэтому мне лично представляется, что начиная от годовщины референдума, в перспективе вероятнее всего три возможных модели политического и экономического существования Донецкой и Луганской народной республик.
Первая из них – на базе комплекса мер, подписанного в Минске. То есть это особые районы Донецкой и Луганской областей, которые существуют в особом режиме в рамках украинского государства.
И второй вариант, который мне кажется более вероятным – это частичная суверенизация Донецкой и Луганской республик в рамках украинского государства. Например, это вариант бывшей республики Крым, только не с фиктивной, а с реальной автономией и при восстановлении территориальной целостности теперь уже Донецкой и Луганской областей. Это могли бы быть автономные республики в рамках Украины, когда между Донецкой и Луганской республиками подписывается большой договор с Киевом. И при этом территориальная целостность украинского государства сохраняется, но республики получают не просто автономное существование, а преимущественно автономное, включая самостоятельную экономическую деятельность, и, главное, внешнеэкономическую деятельность.
Сюда же относятся политические вопросы, которые не могут быть решены на основе консенсуса, например, политика памяти, гуманитарная политика, вопросы истории и даже вопросы идентичности. Здесь нет площадки для консенсуса между Донбассом и Украиной, потому что это Порошенко может в одной речи 8 мая поздравить сначала ветеранов Красной Армии, а затем ветеранов УПА. Порошенко можно, у него лоскутное сознание, а Донбасс не может себе такого позволить.
Поэтому речь может идти об автономных республиках в рамках украинского государства с предельной автономией, включающей в себя и политическое самоопределение, и экономическую деятельность. Я надеюсь, что к следующей годовщине референдума мы получим одну из этих моделей, и регион сможет дотянуть до следующей годовщины без возобновления полномасштабных военных действий. Потому что, если военные действия начнутся в третий раз, они уже не закончатся».
30 апреля 2023
Анонс
Референдум по внесению изменений в Конституцию Узбекистана
30 апреля в Узбекистане состоится референдум
по внесению изменений в Конституцию. Поправки предполагают обнуление сроков нынешнего главы государства Шавката Мирзиёева и увеличение президентского срока с 5 до 7 лет.
27 сентября 2022
Новости
Историческое значение в условиях краха однополярного мира: эксперты об итогах референдумов
Жители освобожденных территорий не побоялись
и пришли на референдумы по присоединению к России несмотря на давление, обстрелы и прямые угрозы со стороны киевского режима.
4 октября 2022
Анонс
Рассмотрение Совфедом закона о вхождении в состав России новых субъектов
4 октября Совет Федерации может рассмотреть
договор и закон о вхождении в состав России новых субъектов. По словам сенатора Андрея Клишаса, Совфед не будет проводить внеочередных заседаний для принятия законов о вхождении в состав РФ новых субъектов.