Статья
15 Апреля 2011 1:30

Всемирный день культуры

<p>Напомнить о вечных ценностях и важности сохранять культурное наследие  призван Всемирный день культуры, который отмечается 15 апреля.</p>
<p>В этот день 76 лет назад появился знаковый документ - «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» – «Пакт Рериха».</p>
<p>В нем содержалась идея о необходимости специального международного соглашения об охране памятников истории и архитектуры, учитывая какую угрозу представляют культурному достоянию военные действия.</p>
<p>Пакт послужил впоследствии основой для целого ряда международных документов, таких как Гаагская Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954г.), Конвенция «О сохранении культурного и природного наследия» (1972г.), Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003г.), Конвенция о защите и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005г.).</p>
<p>Однако культура проявляется отнюдь не только в застывших формах древних памятников и произведений искусства. Это понятие имеет глубокий смысл и пронизывает все сферы человеческой жизни. В переводе с латинского языка она означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание, т.е. это активный процесс. Считается, что культура определяет и определяется уровнем нравственности и просвещённости общества.</p>
<p>Как писал философ Николай Бердяев, «в жизни общественной духовный примат принадлежит культуре». «Не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества», – полагал  русский мыслитель.</p>
<p>Правда, в эпоху потребления, да еще и осложненную экономическими кризисами, акценты расставляются несколько по-другому. Возможно,  если бы культура действительно превалировала в экономике и политике, общество было бы более гуманным.</p>
<p>Тем не менее чувство ответственности за историю и богадство всего человечества в людях сохраняется. Стоит вспомнить недавний пример Египта, когда люди во время беспорядков, рискуя жизнью, выстраивались в  живое кольцо вокруг Каирского музея, чтобы уберечь исторические ценности от гибели.</p>
<p>Можно упомянуть и о российских реалиях - непрекращающейся борьбе за сохранение архитектурного облика российских городов, что говорит, людям далеко не все равно, какой  будет их среда обитания и что останется потомкам.</p>
<p>Если говорить о российской культуре, то сегодня она ассоциируется с величайшими именами художников, композиторов, театральных деятелей, писателей прошлого, с их нетленными произведениями, которыми России продолжает питать умы и души как своих граждан, так и ценителей искусства по всему миру.</p>
<p>Возникает, правда, вопрос, а что нового Россия может предложить себе и миру, как развивается современная культура, может ли сегодня она конкурировать с зарубежными образцами.</p>
<p>Судя по количеству одних только столичных лабораторий - поиск идет. Далеко не все доходит до массового зрителя и массового сознания, которое не всегда готово к порой провокационным действиям художников. И здесь уже возникает другой пласт – насколько культура доступна, достаточна ли поддержка государства учреждений гуманитарной направленности, чтобы воспитывать и отдельного человека и общество в целом.</p>
<p>Судя по высказываниям собеседников «Актуальных комментариев», с культурой в стране дело обстоит неплохо – есть чем себя порадовать и что миру предложить.</p>
Комментарии экспертов
<p>Ситуация с российской культурой за рубежом сейчас в целом гораздо лучше, чем она была еще 10 лет тому назад. Лучше прочего представлены благотворительные художественные проекты. Можно желать лучшего, но пока что все сравнительно неплохо. Сейчас в мире есть всего около трехсот музеев и крупных коллекций русского искусства. Русское искусство активно покупают.</p>
<p>Русское искусство, немецкое искусство, американское искусство - сейчас идет поиск индивидуальностей в этой сфере, то есть, существует запрос на конкретных художников. Русская художественная сцена - это московская художественная сцена. Она достаточно мощная, но уступает Нью-Йорку, Лондону, Парижу и, наверное, Берлину, но в принципе он сегодня достаточно активна.</p>
<p>Что касается современного танцевльного искусства - здесь наиболее тяжелая ситуация сейчас. Современный танец и современная классическая музыка в России чувствуют себя крайне неуютно, это связано с тем, что чрезвычайно сильны остаются традиции таких консервативных сил, как русский балет. Балет же прочно застыл где-то в 19 веке. С тех пор в российском танце ничего не меняется. То же самое происходит и с классической музыкой.</p>
<p>В индивидуальном искусстве проблем меньше, развивается и выигрышно смотрится современная российская литература. Правда, тяжело движется вперед отечественный театр и отечественное современное кино. И это при том, что современное искусство – это в первую очередь есть кинематограф, положение его печально. Сейчас кино - это самое главное, интересное. За его развитием вся страна следит. <br />
 </p>
<div style="text-align: justify; ">На протяжении многих столетий Россия расширяясь в географическом пространстве и, становясь все более и более значимой державой, впитывала в себя огромное количество новых и новых культурных пластов, при этом, что очень важно, те народы, которые входили в состав России, не теряли своей культурной первобытности, но обогащали русскую культуру.  </div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<div style="text-align: justify; ">Кроме того, на протяжении многих столетий, огромные пласты византийской, итальянской культуры входили составными частями в российскую, и в результате получился удивительный сплав, давший миру выдающиеся примеры архитектуры, литературы и других видов искусства, и надо сказать, что 20 век показал возможность абсолютного лидерства России в культурной области, сложно не увидеть того, что в 20-е годы Россия, действительно, была абсолютным лидером культурного развития.</div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<div style="text-align: justify; ">Мне кажется, что, конечно, учитывая то, каким стал мир, говорить о том, что страна может стать абсолютным мировым лидером в культуре, сейчас не приходится. И, тем не менее, учитывая все потенциалы, огромное количество творческих людей, а также очень серьезные школы, это говорит о том, что выдающиеся творения в области культуры Россия по прежнему будет создавать.</div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<div style="text-align: justify; ">Другое дело, что, к сожалению, у нас не развита система воспитания и поддержки талантов, которые могут создать эти культурные ценности от А до Я. Все прекрасно знают, что, помимо собственно государственного финансирования, которое имеется во многих развитых странах, культуру финансируют часто частные фонды.  </div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<div style="text-align: justify; ">Мы знаем, что огромные, блестящие, лучшие мировые музеи часто являются не только и не столько государственными, сколько содержащимися частными фондами. К сожалению, в России пока эта ситуация еще не созрела и по прежнему основным спонсором культурной жизни является государство. Но, тем не менее, обратите внимание, что сейчас многие современные не только музыканты, но и художники являются очень востребованными на мировом культурном рынке.</div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<div style="text-align: justify; ">Еще одна проблема - это то, что у нас, в основном, культурные центры находятся в столицах. Мне уже приходилось говорить о том, что, к сожалению, почти нет филиалов например крупнейших культурных учреждений, в том числе музеев. Прекрасным примером в последнее время служит открытие филиала русского музея во Владивостоке. То, что таких примеров мало - это ни в коем случае не вина музеев, а их беда. У них просто недостаточное количество средств. </div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<div style="text-align: justify; ">Я думаю, что есть два направления, в котором мы должны двигаться, это, в первую очередь, привлечение частных денег в культуру, и второе - это развитие культуры не только в основных наших крупнейших центрах . У нас есть хорошие примеры того, что сейчас происходит в Перми, у нас есть некоторые другие примеры, - во Владивостоке уже открывается серьезный музей.</div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<div style="text-align: justify; ">Я надеюсь, что в течение ближайших 50 лет мы сможем увидеть начало рождения новой структуры, которая с государственной поддержкой и в рамках политики развития культуры поможет не только создать блестящие новые образцы мирового искусства, что немаловажно, но и приобщить к культуре как можно больше наших граждан, в том числе, и молодежь.</div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<div style="text-align: justify; ">Я думаю, что воспитательная роль культуры - это как раз то, что может, собственно, решить те политические, экономические задачи, которые стоят перед нашей страной. Повторяю, что культура -  это главный инструмент для того, чтобы поднять и экономику и добиться тех политических задач, которые стоят перед нынешним поколением нашего народа. </div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<div style="text-align: justify; ">К сожалению, те попытки, которые были предприняты для распространения русского языка, содержащие функции межнационального общения, например, в странах бывшего Советского Союза,  не увенчались тем успехом, который мы хотели бы видеть. Есть очень серьезные примеры того, что делается, например,  в филиале Московского университета в Баку, и там идет очень серьезная работа по развитию русского языка в культуре Азербайджана, есть и другие хорошие примеры. </div>
<p>Наследие России безусловно является частью мирового культурного наследия. Это невозможно отрицать или ставить по сомнение. Последний пример – фильм Даррена Аронофски, где западные фрейдистские психологические и культурные комплексы и взаимоотношения плавно произрастают, как черное перо, из плеча  балерины, пытающейся разобраться в себе, в черном и белом, в добре и зле. И под эти очень странные, очень не наши, очень современные страдания - звучит прекрасная музыка Чайковского. Следовательно, это нужно – и им, нам, что не подлежит сомнению, но что надо периодически самим себе доказывать, еще раз подчеркивать и не забывать.</p>
<p>Я хочу привести пример, как нам надо читать классику и культурное наследие и как совершенствовать. Не так давно журналист Александр Минкин напечатал большую литературоведческую работу, где как бы заново перечитал «Чайку» Чехова. Это очень интересно, звучит совершенно свежо. Ставили  ее наверное тысячи раз – и всегда было интересно, всегда это вызывало спор. И вот это постоянное желание влезть в шкуру классических героев , поработать там с ними, как-то по-новому все это увидеть - полезно и нам, и как мы видим,  людям других народов.</p>
<p>Что касается современного искусства, здесь все не так однозначно. У нас есть примеры того, как современное кино, современная литература вполне находят культурный спрос и у нас, и на Западе. Всегда есть всевозможные участники выставок, кинофестивалей, хотя кино сейчас очень сильно завязано на деньги.  У нас, может быть, не всегда хватает денег и времена бывают не такие хорошие для кинематографов,  но в целом все это есть.</p>
<p>Но волнует другое  - очень часто русская культура старается купить билет на уходящий поезд и догнать западную культуру,  подлаживается под нее и старается продать быстренько какие-то образцы, которые там признают шедевром.  Создается произведение в определенных  рамках стиля или в рамках художественных манер, добиваясь  таким образом успеха у мирового зрителя.</p>
<p>С одной стороны,  мы можем сказать, что это глобализация, что мы используем некий универсальный художественный язык. Но с другой стороны, этот эффект глобализации в культуре рано или поздно исчезнет, рассеется, а останется то, что всегда было важно для людей любых национальностей, любого вероисповедования и любых культурных привязанностей. Они всегда ценят народное, этническое, национальное и своеобычное в культуре и в произведениях искусства. Вот это рано или поздно тоже пробьет себе дорогу, главное чтобы в нем было подлинное искусство, подлинное сердце, была душа и мастерство человека,  который зачем-то решил взять в руки кисть или снять фильм.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".