Статья
17 Января 2010 0:00

Всемирный день религий

<p>Всемирный день религий отмечается по инициативе ООН во всем мире в третье воскресенье января. Традиция празднования ведет свое начало с 1950 года.</p>
<p>В мире распространены три монотеистические религии - христианство, ислам, иудаизм. Довольно большая часть населения исповедует буддизм. В разных странах установлены различные отношения религия - государство. В России религиозные конфессии регулируются принципом разделения государства и церкви. Все конфессии равны перед законом, и религия является личным делом каждого. Такое положение в современной России обеспечивает свободу вероисповедания.</p>
<p>В Европе доминирующим становится максимально светский характер общественной жизни, в ряде стран стараются избегать использования религиозных символов.</p>
<p>Что касается России, то после крушения социалистического строя, который исповедовал атеизм, религиозное движение обрело новую силу, причем это касается не только православия, но и всех традиционных религий. По всей стране открывались храмы, мечети, постепенно религиозным организациям возвращалось церковное имущество, изъятое в революционные годы. Процесс этот продолжает до сих пор, в частности, музейные ценности передаются Русской православной церкви.</p>
<p>Последний пример - в храм подмосковного поселка передана Торопецкая икона Божьей Матери. Новодевичий монастырь скоро будет целиком находиться в ведении РПЦ - филиал Государственного исторического музея будет выведен за пределы монастыря. В связи с этим высказываются опасения относительно сохранности исторических ценностей и потери их для музеев.</p>
<p>По этому поводу  министр культуры РФ Александр Авдеев заявил, что  не верит в угрозу опустения музеев после передачи объектов церкви. По его словам, в первой половине этого года будет поставлена финальная точка в работе над законопроектом о передаче церковного имущества, находящегося в государственной собственности, религиозным организациям.</p>
<p>Александр Авдеев отметил, что процесс передачи имущества церкви идет давно, но «ему необходима хорошая юридическая подкладка, потому что просто заявлять, даже на высшем уровне, что там, где можно», культурные ценности передаются церкви – «этого недостаточно».</p>
<p>Глава министерства культуры обратил внимание на то, что, согласно новому законопроекту, в случае его принятия, министерство культуры РФ сможет заниматься реставрацией храмов и объектов культуры, даже если они будут находиться в собственности религиозных организаций.</p>
<p>Он напомнил, что, по нынешнему законодательству, Минкультуры может реставрировать  только те храмы, не только православные, а всех традиционных для России религий, которые являются государственной собственностью.</p>
<p>Кроме имущественных вопросов идет постоянная дискуссия о духовных ценностях и нравственном состоянии общества. По мнению сторонников религиозного образования,  преподавание основ религий в школах  будет иметь и образовательный, и воспитательный характер.  Для такой многонациональной страны как России вопросы просвещения, толерантности и веротерпимости стоят далеко не на последнем месте.<br />
<br />
 </p>
Комментарии экспертов
<p><br />
Патриарх Кирилл в своем выступлении в конце декабря попытался обосновать специфику России и ее отличия от западного мира, от западной цивилизации. Подобное обоснование России действительно нужно, если Россия хочет видеть себя как отдельную силу.<br />
<br />
Дело в том, что возможны только два варианта.  Первый вариант: вы выдвигаете глобальный проект, который распространяется на весь мир (таков, например, американский глобальный проект, таким был коммунистический проект Советского союза), и несете миру универсальную идею.</p>
<p>Второй вариант: чтобы к вам не лезли, Вы должны обосновать свою специфику, свое отличие от других. Например, китайцы долгое время обосновывали свое отличие от других наличием социализма с китайской спецификой - то есть просто большим числом китайцев и их специфической культурой.<br />
<br />
Для того, чтобы сохранять свою идентичность в современном мире, Россия, безусловно, тоже должна эту специфику иметь. Другое дело, что последние полтора десятилетия у нас прошли вообще под знаком отрицания всякой специфики. Это, в свою очередь, означало, что надо просто подчиняться западным центрам, потому что именно западные центры (в рамках, допустим, американского глобального проекта) диктуют стандарты. А раз они диктуют стандарты, то тот, кто обладает контролем над этими стандартами, естественно, может и предписывать вам правила поведения. Грубо говоря, тот, кто формирует правила дорожного движения, определяет, как должны ездить автомобили по дорогам. А специфика может заключаться в том, что вы говорите «нет, я не автомобиль, я велосипед или самолет, и поэтому я действую по иным правилам».</p>
<p>Патриарх Кирилл абсолютно прав, и России, действительно, нужно эту свою специфику создать и осознать. Другое дело, что специфика России разработана слабо, потому что обычно говорят нечто невнятное о русской душе, духовности, интеллигенции и тому подобное, но все эти слова в современном мире действуют уже слабо и не значат почти ничего.<br />
<br />
 </p>
<p><br />
По поводу усиления или ослабления роли религий в мире можно сказать следующее. Я лично воспринимаю либерализм в Европе в части политкорректности и толерантности как составляющую некоего целостного религиозно-философского учения. Другой вопрос, что мое личное отношение к этой квазирелигии так или иначе негативное. Роль религий как была сильна, таковой и остается. Вопрос в том, что это за религии -  либо это традиционные направления, либо это квазитрадиция, такая «религиозная кока-кола».<br />
<br />
Что касается экуменизма, то нельзя говорить о некоем едином движении. Есть различные мнения по поводу того, что считать экуменизмом. Собственно говоря, экуменическое движение церкви - это учение о том, что вся экумена должна быть воцерковлена. Есть учение о православной экумене, т.е. о православном пространстве, пространстве православной веры.</p>
<p>Если мы говорим о межрелигиозном диалоге, то здесь я полностью на стороне отца Андрея Кураева, который говорит о "траншейном экуменизме". Т.е. мы прекрасно знаем, что религии не равно верны и учат достаточно разным вещам, но, тем не менее, это не мешает, а как раз помогает нам вести некий диалог в социальной и гуманитарной сфере. <br />
<br />
 </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".