Сказано
2 Мая 2012 13:03

Всеволод Чаплин, глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества

<p>Политические партии слабо отражают интересы современных россиян,  убежден глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества  протоиерей Всеволод Чаплин.</p>
<p>В статье Чаплина на сайте <a href="http://interfax.ru/">Interfax.ru</a>  говорится: «При всем уважении к политическим партиям, парламентским и  непарламентским, старым и только рождающимся, при всем удовлетворении от  диалога и сотрудничества с ними, при всем понимании того, что они  сейчас обращают свои взоры к христианским ценностям, я все-таки считаю,  что их корреляция с группами, объединенными реальными общественными  настроениями и интересами, все более относительна».</p>
<p>Он отмечает, что «у нас есть только три реальных "партии" -  православных, мусульман и неверующих», и определять будущее российской  политики будут именно они.</p>
<p>«У первых двух - немало активных членов и во многом общие  нравственные и социальные ценности. У третьей - много денег, шоу-бизнес,  возрастная часть бюрократической, экспертной и медийной элиты,  некоторое количество зависимой от этих элит молодежи», - пишет глава  синодального отдела.</p>
<p>Все три «партии», по его прогнозу, будут вести борьбу не только за  десятки миллионов пока «не определившихся» граждан, но и за общественное  устройство, «при этом предлагая не совпадающие друг с другом модели  устройства семьи, локального социума, закона, общества, государства».</p>
<p>В то же время автор считает, что «ни одна из них не уничтожит и не  вытеснит из страны другие. И значит, нам нужно вместе гармонизировать  наши ценности и социальные модели, в том числе думая о том, как сделать  правовое и общественное устройство максимально приемлемыми для каждой из  трех "партий". И значит - есть возможность систематизировать дискуссию и  провести разумные реформы, которые всегда лучше, чем противостояние и  вражда».</p>
<p>Протоиерей Всеволод Чаплин—Председатель Синодального отдела по  взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, член  Общественной палаты Российской Федерации, настоятель московского Храма  святителя Николая на Трёх Горах.</p>
Комментарии экспертов
<p>Я абсолютно не согласен с тем, что все российское политическое общество нужно делить на три части – православных, мусульман и атеистов, а партии, существующие ныне, не отражают интересы россиян. Что, разве «Единая Россия» не отражает интересы части россиян? Или компартия не является идеологической партией и не отражает  интересы другой части граждан России?</p>
<p>Для России агрессивный приход религиозных партий в политику - весьма опасное явление. Наша православная церковь выбрала неправильный путь обороны.<br />
Скандалы, возникавшие в последнее время вокруг православной веры и православных церквей, РПЦ восприняла, как агрессивную атаку, на которую надо обязательно отвечать попыткой еще большего вмешательства в политическое пространство.</p>
<p>Мы понимаем, что религия является носителем, прежде всего, этических ценностей.  Конечно, этические ценности присутствуют и в политике, это очевидно. Но было бы крайне неправильно, если бы у нас стали появляться религиозные партии. Какой в этом смысл? Идеологические и политические ценности - вещи несколько разного порядка.</p>
<p>Для меня заявление Чаплина стало шокирующим. Религия - это вещь, которая находится вне государственного, политического поля. В последнее время, когда я слышу про какие-то чуть ли не религиозные суды и церковные законы, мне представляется, что нам осталось совсем чуть-чуть до того момента, когда какая-то партия мусульман станет диктовать нам свои законы и говорить о нормах шариата. Это, кстати, уже происходит.</p>
<p>У нас в разных политических партиях есть представители различных конфессий. Почему? Потому что религия - это, прежде всего, вопрос этических и моральных норм. Этим и должна заниматься Церковь, но никак не идти в политику, потому что в результате, только представьте, уже завтра РПЦ станет выступать с предложениями по налогам или по экономической программе государства.</p>
<p>Хотя этические и моральные нормы можно найти во всех сферах и областях жизни государства, мы прекрасно понимаем, что все это будет притянуто за уши. Самое главное, мы прекрасно понимаем, что предложение Чаплина входит в противоречие с российской  Конституцией. По Конституции церковь России отделена от государства.</p>
<p>Задача любой политической партии - завоевание государственной власти  цивилизованным путем. Любая партия должна стремиться попасть в парламент и принять участие в работе государственной власти. Создание любой партии, в том числе и православной – это начало борьбы за захват власти. Тем самым уже нарушается принцип отделения церкви от государства.</p>
<p>Зачем нам сейчас возвращать церковь  в бизнес, в политику? Это  совершенно разные вещи, которые никак не связаны друг с другом. То, что на православную церковь идет атака, наверное, раздражает наших иерархов, но отвечать на это агрессивным призывом ни к чему.</p>
<p>Я всячески поддерживаю борьбу нашей православной церкви за моральные нормы, поскольку они действительно разрушаются в нашем обществе, но давайте не будем доводить дело до абсурда. Раскол на этой почве сегодня российскому обществу точно ни к чему.</p>
<p>Интересы людей отражают и партии, и конфессии, и общественные  организации, и даже ЖЭКи. Если какие-то из них считают себя главными  представителями, то они сильно ошибаются.</p>
<p>В разные моменты времени, в разные периоды жизни людям в большей  степени нужны то одни, то другие организации. Когда человек молод, ему  ближе партийные или образовательные организации. Когда человек в  возрасте, тяга к вере сильно возрастает. Я бы сказал так: всяк кулик  свое болото хвалит.</p>
<p>Заявление Чаплина, что «в России только три реальных "партии" -  православных, мусульман и неверующих» содержит довольно странное  сопоставление. Атеизм не является религией. Тем не менее есть множество  других мировоззренческих объединений, которые тоже влияют на  общественное мнение. Поэтому я бы не стал выделять три обозначенные  группы как три реальных «партии».</p>
<p>Я, как и Всеволод Чаплин, считаю, что сегодня в России есть реальные  партии и есть формальные партии. Из всех зарегистрированных политических  объединений реальных партий немного. Например, реальной партией  является партия коммунистов, потому что те, кто состоит в КПРФ,  действительно верят в идеалы коммунизма.</p>
<p>В целом же в российской политической жизни с середины 19-го века мало  что изменилось. Как и тогда, сейчас в России существуют два реальных  политических течения – славянофилы и западники. Подобные течения  образовались во всех незападных странах тогда же, когда появилось  понятие «Запад» и вообще сформировался феномен Запада.</p>
<p>Славянофилы (или почвенники, как их еще называют) считают, что запад  нам не указ и мы сами с усами. Западники же считают, что единственный  путь развития России – это путь в сторону Запада. Спор между ними -  активный, энергичный - ведется издавна, и нешуточная борьба наблюдается  до сих пор. Как сегодня называются те и другие - не столь важно, и  славянофилов, и западников может представлять множество различных  партий.</p>
<p>Партийное строительство в России ожидает усовершенствований. В  средневековье, когда общество было сословным, партии образовывались по  сословному принципу. Именно так формировались и парламенты - были  гильдии, представлявшие различные группы.</p>
<p>Сейчас отдельные лица пытаются повернуть время вспять. Они хотят  вернуться к этому сословному дроблению. В результате может появиться  множество новых небольших партий и движений - партия рабочих или партия  среднего класса, партия женщин или инвалидов. Создание партий,  представляющих интересы какой-либо одной социальной группы - это  вчерашний день.</p>
<p>Совершенно неважно, какую социальную группу представляет та или иная  партия, главное - партия должна указывать цель и направление развития  страны. И в этом вопросе у нескольких политических движений, казалось  бы, с противоположными взглядами, могут быть общие подходы.</p>
<p>Коммунисты по-прежнему выступают за национализацию, за большое  государство и так далее. Сейчас многие из их идей уже умерли, и КПРФ  призывает строить такой «редуцированный коммунизм». Тем не менее  основные идеи коммунистов понятны и многими людьми разделяются.</p>
<p>Другой, казалось бы, абсолютно противоположный путь – это рынок,  демократия. Однако, коммунисты ведь тоже уже не отрицают, что должен  быть и рынок, и частная собственность, и какие-то элементы демократии.  Эти моменты перестали быть разделяющими для российского общества, часть  которого поддерживает взгляды коммунистов, а часть - нет. Все понимают,  что в этом отношении мы идем вперед, и хода назад нет.</p>
<p>Рыночные институты будут укрепляться, демократические основы - тоже.  Здесь почти нет противоречий. Противоречия остаются те же, что и два  века назад, и главное из них - к чему стремиться: к тому, чтобы жить как  на Западе или к тому, чтобы ощущать себя отдельной цивилизацией? В этом  смысле слова Чаплина о трех реальных партиях, существующих в России –  партии православных, мусульман и неверующих – это славянофильские  рассуждения.</p>
<p>Православие как партия - это выбор своего собственного  цивилизационного пути, это утверждение, что мы – империя, и мы –  отдельный мир, отдельная цивилизация, русская цивилизация. Мусульманская  партия – это тоже установление собственного порядка. Но если  православный мир находится на территории России, то мусульманский мир не  находится на территории России. Их идея о счастливом, правильном  будущем связана не с Россией, а с идеей об исламском Халифате, которое  должно возникнуть, объединив всех мусульман.</p>
<p>Сейчас все в мире меняется, сословный принцип давным-давно умер, и  представительства рабочих, крестьян, женщин, молодежи, и так далее уже  не имеют смысла.</p>
<p>В новой политической реальности имеют смысл эгоцентричные  национальные и конфессиональные идеалы. Так происходит во многих странах  мира, так будет происходить и в России. Но каким образом и к чему это  приведет - сложнейший и абсолютно новый вопрос.</p>
<p>Тем не менее, если в соответствии с предложением Чаплина создать в  России три партии -православную, мусульманскую и атеистическую - это с  большой долей вероятности будет означать войну.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".