Комментарий
595 19 ноября 2009 0:00

Вспомнить будущее

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров
По Первому  – всего с недельной задержкой  по сравнению с американской премьерой  – идет глобальный мегасериал «Вспомнить будущее» (один из нескольких возможных  вариантов перевода названия FlashForwards): о том, как все люди на земле, погрузившись в краткий сон 6 октября 2009 года, увидели себя 29 апреля 2010, то есть пусть и всего на несколько мгновений оказались, якобы, в уже предопределенном будущем. Скучновато, но добротно снятый сериал отвечает мистическим настроениям широкой публики (а вернее, конечно, моде на всё мистическое), хотя и завершится, скорее всего, в честертоновском духе: всему таинственно-паранормальному будет в конце концов предложено научное или, как минимум, научно-фантастическое объяснение. 
 
По другому  пути пошли на РТР: здесь с помпой запустили игровой сериал про фокусника и гипнотизера Вольфа Мессинга, замаскировав свое детище под байопик мага и чародея, да чуть ли не библейского пророка. Имя сценариста Эдуарда Володарского («Штрафбат») заранее послужило порукой тому, что вместо исторических изысканий в основу сценария будет положена конъюнктурщина. Тем более что так называемую новеллизацию собственного сценария он выпустил за два года то телепремьеры. Имена сорежиссеров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова («Вечный зов», «Тени исчезают в полдень») гарантировали все ту же конъюнктурность в сочетании с фирменной режиссерской кондовостью. Имена исполнителей (а Мессинга здесь последовательно играют три актера) не говорили ничего – и если мальчик Саша Хинкис (юный Вольф) и впрямь дивно хорош, а молодой Мессинг в исполнении умершего в период съемок 27-летнего Романа Гречишкина красив, вдохновенен и благороден, то зрелый «артист оригинального жанра» (Евгений Князев) предстает на телеэкране совершенно откровенным – и жалким в своей откровенности – мастером «чёса». Что как раз, не исключено, и соответствует действительности, –вот только такая психологическая метаморфоза (не говоря уж о чисто внешней, а она не укладывается в рамки естественных возрастных перемен) не мотивирована никак. И в Польше, и в Германии, и в России персонажи сериала изъясняются исключительно по-русски, поэтому остается непонятным, с какой стати чисто говорящий на любом из подразумеваемых языков мальчик и юноша приобретает в годы зрелости «одесский» акцент.
 
О Мессинге существует довольно обширная литература, включая  его собственные мемуары, достоверность  которых, однако же, вызывает сомнения. Так или иначе, установлено, что  он никогда не был в нацистской Германии, не встречался с Гитлером (который в данном сериале впервые в практике мирового кинематографа предстает красавцем), не консультировал Сталина, и т.д. Будучи, безусловно, сильным психологом и гипнотизером (и большим мастером напустить вокруг себя рекламный туман) – и, соответственно, умея «читать в душах», – он в общем-то никогда не претендовал на роль бабы Ванги и предметом культового поклонения, в отличие от нее, не являлся. В СССР Мессинга сравнивали с фокусником Кио примерно так же, как в современной России Чумака сравнивают с Кашпировским, однако вели себя оба сталинских сокола эстрады не в пример скромнее. Мессинговские волевые наказы не срабатывали (скажем, он «помогал» претенденту Бронштейну играть матч с чемпионом мира Ботвинником; этот матч закончился вничью, но претенденту нужна была победа), его прорицания отличались заведомой двусмысленностью, а то и все той же конъюнктурностью. Показателен эпизод из уже показанной шестой серии. 
 
В нацистской Германии в середине 1930-х Мессинг якобы предсказывает рейху поражение и крушение в том случае, если вермахт двинется на Восток. После этого объективно самоубийственного пророчества наш ясновидящий лишь чудом избегает гибели, – что ж, тем ценнее само пророчество, не правда ли? Нет, не правда. Слова эти Мессинг произнес, выступая (и проживая) в Польше. То есть не бесстрашно надерзил Гитлеру, а бесстыдно польстил маршалу Пилсудскому. А о том, что ждет Германию в случае похода на Восток, знали еще Бисмарк с Клаузевицем. Да и сама Германия была в середине 1930-х слабее не только Польши, но и Чехословакии. 
 
Еще фантастичнее быт и нравы, показанные в сериале. Местечковые еврейские арендаторы во главе с раввином пьют сивуху в польской корчме. Главный пьяница  – многодетный Мессинг-старший, одиннадцатилетнего сына он выгоняет из дому, чтобы избавиться от лишнего рта. За одно это его самого непременно изгнали бы из еврейской общины. Преуспевающий профессор медицины, бросив все дела, становится импресарио мальчишки-гипнотизера. Немецкий магнат, застав жену с юным еврейским любовником in flagranti, ограничивается пощечиной и угрозой в следующий раз (!) лишить наглеца жизни. Двое всемирно знаменитых (по мысли создателей сериала) прорицателей как дети радуются посулам нацистов предоставить им на двоих собственную лабораторию, - как будто не существует институт Ahnenerbe и не работает там пресловутый «зубр» – Тимофеев-Ресовский! Столь же нелепа в сериале и послевоенная Москва: генералы носят ордена на одной стороне груди, а колодки к ним же – на другой; Сталин (он изображен великаном) строит козни и – «оригинальный штрих» – курит трубку. Берия смешон, как Гиммлер. Всех смешнее, понятно, сам Мессинг в исполнении Князева – но это у создателей сериала получилось невольно. 
 
Кстати, в сентябре по Первому показали документальный фильм о Мессинге. А потом перешли к игровому сериалу «Вспомнить будущее». Тогда как на «России» решили поженить ежа с ужом – и будущее здесь самым фантастическим образом вспоминает Вольф Мессинг.

 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".