Статья
26 Сентября 2008 9:12

Встреча Дмитрия Медведева с Уго Чавесом

<p>.</p>
Комментарии экспертов
<p>Основные темы предстоящей встречи Уго Чавеса и Дмитрия Медведева – сотрудничество в энергетической сфере и в области поставки вооружений. Именно эти два направления экономического взаимодействия сейчас объединяют Россию и Венесуэлу. Чавес всё более активно пытается играть роль лидера боливарианской революции, и он серьёзно настроен на изменение нефтяной политики своего государства. Известно, что сегодня Венесуэла поставляет основные объемы нефти в Соединенные Штаты. Чавес готов перенаправить основные потоки поставляемой нефти в Китай. В ближайшее время Чавес намерен посетить эту страну, где он наверняка будет обсуждать данный вопрос. Но для реализации масштабных нефтяных проектов и сохранения позиций надежного поставщика Чавесу необходимы партнеры, способные предложить новые технологии. Дело в том, что наиболее интересные энергетические проекты на территории Венесуэлы очень сложны с точки зрения геологии. Так, добыча нефти в месторождениях района реки Ориноко нуждаются в серьёзных технологических решениях, которыми национальная компания Венесуэлы не обладает. Вместе с тем, разработка месторождений Венесуэлы потребует значительных ресурсов и капиталовложений, поэтому для российских компаний участие будет достаточно затратным. Вместе с тем, заинтересованность, очевидно, существует. Игорь Сечин уже заявил о том, что консорциум российских компаний, готовых работать в Венесуэле, уже создается. Не исключено, что одной из компаний консорциума станет Лукойл, потому что в последнее время Лукойл избрал стратегию как можно больше проектов реализовывать за пределами России. Возможно, таким образом Алекперов минимизирует внутренние политические риски. Месторождения Венесуэлы, очевидно, будут очень интересны для этой компании.</p>
<p>Не менее важна, конечно, и политическая составляющая визита Чавеса. Для России важно показать Соединенным Штатам, что мы также можем принять участие в разрушении доктрины Монро и выйти на латиноамериканский континент. Ведь США ранее считали, что они могут реализовывать свои интересы на территории влияния России – в Средней Азии и в Каспийском регионе, не опасаясь серьёзного ответа со стороны России. Но при нынешнем состоянии отношений нашей страны с США российское руководство вряд ли упустит возможность показать американскому, насколько оно заблуждаются, полагая, что Латинская Америка по-прежнему остается зоной их полного доминирования. Россия уже сделала ряд демонстрационных шагов – Венесуэлу уже посетили российские стратегические бомбардировщики, а сейчас туда уже направляется военно-морское соединение Северного Флота.</p>
<p>Информационный «клинч», в который вступили Россия и США в результате кавказского конфликта, спровоцировал стороны на существенное ужесточение взаимной риторики. Москва таким образом намерена закрепить отыгранные в ходе конфликта в Южной Осетии позиции, а Вашингтон - дезавуировать внешне- и внутриполитические победы российского руководства. При этом стороны воздерживаются от конкретных «ударов» по позициям друг друга, имитируя «холодную войну» и формируя круг ситуативных союзников. Для России – это, прежде всего, Венесуэла. Контакты России и Венесуэлы в различных областях (энергетика, ВТС, космос) заметно возросли с момента окончания «пятидневной войны». Расширяя связи с Каракасом, Москва одновременно решает для себя несколько задач. Во-первых, венесуэльское руководство открыто для сотрудничества, а зачастую российские компании имеют перед западными существенные преференции (например, ЛУКОЙЛ). Это, безусловно, выгодно с экономической точки зрения и позволяет расширять «экспансию» российского бизнеса в традиционно американские сферы влияния. Во-вторых, настрой Чавеса соответствует новой внешнеполитической стилистике российского руководства. Москва с одной стороны декларирует необходимость нормализации российско-американских отношений, с другой - демонстрирует силовой потенциал для отстаивания своих национальных интересов. При этом, конечно, не стоит забывать, что пример Чавеса может привести к тому, что и другие участники т.н. «нового красного пояса» в Латинской Америке станут рассчитывают на получение определенны дивидендов от солидарности с Москвой - прежде всего, в военно-технической сфере. </p>
<p>Сегодня между Россией и Венесуэлой налаживается особое, доверительное сотрудничество. Когда Медведев говорил о том, что Россия будет поддерживать тесные отношения с дружественными странами, как бы и кому бы это не нравилось – несомненно, он имел ввиду и Венесуэлу, и недовольство сотрудничеством России с ней со стороны США. Но всё же полагаю ошибочным мнение о том, что Россия установила дружеские отношения с Венесуэлой исключительно для того, чтобы продемонстрировать недовольство политикой США. Безусловно, определенный сигнал для Вашингтона наши отношения с Венесуэлой содержат. Но совершенно очевидно, что в первую очередь Россия демонстрирует открытость  тем государствам, которые готовы подлинно сотрудничать, не выторговывая периодически все новые особые условия и преференции для себя. Самое важное, что демонстрирует Россия миру через дружбу с Венесуэлой – свою самостоятельность, суверенитет и готовность не отстраняться от намеченных планов по указанию Вашингтона. Не менее важен и личностно-психологический аспект предстоящей встречи. Встреча Чавеса и Медведева – это встреча двух лидеров, настроенных на изменение мира. Разумеется, каждый из них имеет своё видение этого процесса. Если Чавес – радикальный революционер и кумир «левой» молодежи во всём мире, то Медведев – молодой и дипломатичный стратег, склонный к «тонкой настройке» и управлению сложными процессами. Но именно Медведев впервые выступил на международном уровне с инициативами по модернизации базовых систем – системы мировых финансов и мировой безопасности. И сегодня, во время начавшегося мирового экономического кризиса, эти инициативы становятся всё более актуальными.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".