Статья
2445 26 сентября 2008 9:12

Встреча Дмитрия Медведева с Уго Чавесом

.

Комментарии экспертов

Основные темы предстоящей встречи Уго Чавеса и Дмитрия Медведева – сотрудничество в энергетической сфере и в области поставки вооружений. Именно эти два направления экономического взаимодействия сейчас объединяют Россию и Венесуэлу. Чавес всё более активно пытается играть роль лидера боливарианской революции, и он серьёзно настроен на изменение нефтяной политики своего государства. Известно, что сегодня Венесуэла поставляет основные объемы нефти в Соединенные Штаты. Чавес готов перенаправить основные потоки поставляемой нефти в Китай. В ближайшее время Чавес намерен посетить эту страну, где он наверняка будет обсуждать данный вопрос. Но для реализации масштабных нефтяных проектов и сохранения позиций надежного поставщика Чавесу необходимы партнеры, способные предложить новые технологии. Дело в том, что наиболее интересные энергетические проекты на территории Венесуэлы очень сложны с точки зрения геологии. Так, добыча нефти в месторождениях района реки Ориноко нуждаются в серьёзных технологических решениях, которыми национальная компания Венесуэлы не обладает. Вместе с тем, разработка месторождений Венесуэлы потребует значительных ресурсов и капиталовложений, поэтому для российских компаний участие будет достаточно затратным. Вместе с тем, заинтересованность, очевидно, существует. Игорь Сечин уже заявил о том, что консорциум российских компаний, готовых работать в Венесуэле, уже создается. Не исключено, что одной из компаний консорциума станет Лукойл, потому что в последнее время Лукойл избрал стратегию как можно больше проектов реализовывать за пределами России. Возможно, таким образом Алекперов минимизирует внутренние политические риски. Месторождения Венесуэлы, очевидно, будут очень интересны для этой компании.

Не менее важна, конечно, и политическая составляющая визита Чавеса. Для России важно показать Соединенным Штатам, что мы также можем принять участие в разрушении доктрины Монро и выйти на латиноамериканский континент. Ведь США ранее считали, что они могут реализовывать свои интересы на территории влияния России – в Средней Азии и в Каспийском регионе, не опасаясь серьёзного ответа со стороны России. Но при нынешнем состоянии отношений нашей страны с США российское руководство вряд ли упустит возможность показать американскому, насколько оно заблуждаются, полагая, что Латинская Америка по-прежнему остается зоной их полного доминирования. Россия уже сделала ряд демонстрационных шагов – Венесуэлу уже посетили российские стратегические бомбардировщики, а сейчас туда уже направляется военно-морское соединение Северного Флота.

Информационный «клинч», в который вступили Россия и США в результате кавказского конфликта, спровоцировал стороны на существенное ужесточение взаимной риторики. Москва таким образом намерена закрепить отыгранные в ходе конфликта в Южной Осетии позиции, а Вашингтон - дезавуировать внешне- и внутриполитические победы российского руководства. При этом стороны воздерживаются от конкретных «ударов» по позициям друг друга, имитируя «холодную войну» и формируя круг ситуативных союзников. Для России – это, прежде всего, Венесуэла. Контакты России и Венесуэлы в различных областях (энергетика, ВТС, космос) заметно возросли с момента окончания «пятидневной войны». Расширяя связи с Каракасом, Москва одновременно решает для себя несколько задач. Во-первых, венесуэльское руководство открыто для сотрудничества, а зачастую российские компании имеют перед западными существенные преференции (например, ЛУКОЙЛ). Это, безусловно, выгодно с экономической точки зрения и позволяет расширять «экспансию» российского бизнеса в традиционно американские сферы влияния. Во-вторых, настрой Чавеса соответствует новой внешнеполитической стилистике российского руководства. Москва с одной стороны декларирует необходимость нормализации российско-американских отношений, с другой - демонстрирует силовой потенциал для отстаивания своих национальных интересов. При этом, конечно, не стоит забывать, что пример Чавеса может привести к тому, что и другие участники т.н. «нового красного пояса» в Латинской Америке станут рассчитывают на получение определенны дивидендов от солидарности с Москвой - прежде всего, в военно-технической сфере.

Сегодня между Россией и Венесуэлой налаживается особое, доверительное сотрудничество. Когда Медведев говорил о том, что Россия будет поддерживать тесные отношения с дружественными странами, как бы и кому бы это не нравилось – несомненно, он имел ввиду и Венесуэлу, и недовольство сотрудничеством России с ней со стороны США. Но всё же полагаю ошибочным мнение о том, что Россия установила дружеские отношения с Венесуэлой исключительно для того, чтобы продемонстрировать недовольство политикой США. Безусловно, определенный сигнал для Вашингтона наши отношения с Венесуэлой содержат. Но совершенно очевидно, что в первую очередь Россия демонстрирует открытость  тем государствам, которые готовы подлинно сотрудничать, не выторговывая периодически все новые особые условия и преференции для себя. Самое важное, что демонстрирует Россия миру через дружбу с Венесуэлой – свою самостоятельность, суверенитет и готовность не отстраняться от намеченных планов по указанию Вашингтона. Не менее важен и личностно-психологический аспект предстоящей встречи. Встреча Чавеса и Медведева – это встреча двух лидеров, настроенных на изменение мира. Разумеется, каждый из них имеет своё видение этого процесса. Если Чавес – радикальный революционер и кумир «левой» молодежи во всём мире, то Медведев – молодой и дипломатичный стратег, склонный к «тонкой настройке» и управлению сложными процессами. Но именно Медведев впервые выступил на международном уровне с инициативами по модернизации базовых систем – системы мировых финансов и мировой безопасности. И сегодня, во время начавшегося мирового экономического кризиса, эти инициативы становятся всё более актуальными.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".