Статья
1440 27 октября 2009 0:02

Встреча глав МИД РИК

Совет министров иностранных дел РИК (Россия-Индия-Китай) провел заседание в индийском городе Бангалор. В заседании принял участие глава МИД РФ Сергей Лавров, совершающий поездку в Индию и Шри-Ланку.

Стороны условились согласовывать подходы к обеспечению устойчивой энергобезопасности. «Мы договорились координировать усилия по созданию более демократической системы как в сфере финансов, так и в сфере безопасности, - сказал министр миностранных дел РФ Сергей Лавров по итогам встречи . - Договорились согласовывать наши подходы к международным дискуссиям по обеспечению устойчивой энергобезопасности, вопросам изменения климата».

По словам С.Лаврова, министры высказали общее мнение, что причиной глобального финансового кризиса явилось то, что сложившаяся после Второй мировой войны система глобальной архитектуры не соответствует реальности. 

На Совете было принято совместное коммюнике, где говорится, что трехстороннее сотрудничество может быть еще более усилено путем установления взаимовыгодных отношений в энергетической сфере.

В документе отмечается, что между Россией, Индией и Китаем существует «естественная взаимодополняемость в энергетической сфере». Россия является доминирующим поставщиком нефти и газа, а Индия и Китай являются поставщиками промышленных товаров и услуг.
Как отмечается в коммюнике, «вопросы энергетики необходимо обсуждать в рамках долгосрочных интересов как потребителей энергии, так и стран - поставщиков энергоресурсов».

Москва, Дели и Пекин, говорится в коммюнике, выступают за активизацию международного сотрудничества в энергетическом секторе на основе открытости, транспарентности и конкурентности на энергетическом рынке и сбалансированном отражении интересов всех заинтересованных участников.

Как сообщил глава МИД Сергей Лавров, на встрече обсуждалась ядерная проблема КНДР и Ирана. Все три страны выступают за политико-дипломатическое урегулирование.«У нас совпадают подходы о необходимости политико-дипломатического регулирования ситуации на Корейском полуострове, прежде всего того, что касается ядерной программы КНДР, а также иранской ядерной программы», - заявил Лавров.

Кроме того, глава МИД РФ отметил, что Москва, Пекин и Дели одинаково заинтересованы в восстановлении социально-экономической сферы в Афганистане, а также готовы участвовать в борьбе с наркотрафиком и терроризмом. «Будем и далее работать в этом направлении, принимая в расчет решения, принятые на конференции ШОС по Афганистану», - сказал Сергей Лавров.

Кроме того, на состоявшейся министерской встрече стороны договорились согласовывать свои подходы по проблемам энергобезопасности и климата.

В свою очередь главы МИД Индии и Китая - Соманахалли Малайя Кришна и Ян Цзечи - высоко оценили состоявшуюся встречу, назвав ее продуктивной.

С.М.Кришна на пресс-конференции сообщил, что следующая министерская встреча в формате Россия-Индия-Китай пройдет в 2010 году в Китае.

Ян Цзечи сообщил, что на встрече была достигнута договоренность углублять трехстороннее сотрудничество в конкретных областях, в частности, в сфере сельского хозяйства, здравоохранения. Он также констатировал, что у трех стран позиции по международным вопросам близки или совпадают.

По информацииИнтерфакс и Прайм-ТАСС.

Комментарии экспертов

С точки зрения энергетики, Индия очень похожа на Китай. Доля угля в энергобалансе этой страны почти так же высока, как в Китае. Такими же быстрыми темпами растет добыча углеводородов. При этом внутренний спрос на них увеличивается так быстро, что ни Индия, ни Китай с ним не справляются.

Китай только сейчас становится государством, активно потребляющим газ. До этого газ Китаю был не нужен – китайцы не понимали, зачем он им, теперь его доля будет расти, как и в Индии.

Таким образом перед Индией стоит похожая задача– любым путём найти дополнительные энергоресурсы, потому что без решения вопроса энергетики экономика Индии не может развиваться. Это вопрос не только развития экономики, это вопрос борьбы с бедностью, потому что мы видим, что население Индии скоро сравняется с Китаем и обгонит его, но проблема социального расслоения, бедности такая же чудовищная, как в Китае.

Соответственно, если Индия собирается бороться с бедностью, ей нужно резко увеличить потребление первичных энергоресурсов, потому что люди должны элементарно получить свет, электричество – это первичные потребности. Если не будет электричества, то людей не вырвать из лап ни при каких обстоятельствах.

Индии нужны углеводороды. И в отличие от Китая она уже участвует в совместных с Россией проектах. Так одна из индийских  компаний является акционером проекта «Сахалин-1», ведутся переговоры по приобретению и других активов. 

Но основная проблема России и Индии ясна для любого, кто посмотрит на карту: как поставлять нефть и газ в Китай  - теоретически ясно, а как поставлять энергоресурсы из России в Индию – вопрос гораздо более сложный. Поэтому всё наше сотрудничество стопорится на уровне карты мира. Я думаю, что говорить о рынке Индии как о действительно потенциально серьёзном секторе спроса наших углеводородов, в ближайшей перспективе не придётся, причем, именно по транспортным причинам.

Было бы логичнее отдать рынок Индии нашим прямым конкурентам – например, Ирану и Ираку. Это было бы более разумное решение, потому что любым путём прорываться через такие сложные политические регионы, класть какие-то пути в Индию совершенно бессмысленно. Нам лучше сосредоточиться на старых рынках и на тех новых рынках, где, по крайней мере, есть понимание, как туда товар доставлять,  например, на - Япония, Корее, Китае. При этом Индию можно было бы предоставить нашим конкурентам, чтобы отвлечь их от более интересных нам рынков.
 

Россия, Индия и Китай вместе с Бразилией образуют группу БРИК. Изначально к этому формату относились как к некоей абстракции. Но в последние полтора года страны-участницы стали прилагать усилия для того, чтобы, по крайней мере, обозначить наличие некой структуры и наполнить ее содержанием.

Параллельно идёт процесс всеобщего признания роли растущих стран в мировой ситуации. Про Китай – уже никто не сомневается, что это претендент на самый высокий статус. Индия – несколько иная ситуация, но это тоже крупнейшая страна с бурно развивающейся экономикой.

В то же время, проблемы, с которыми столкнулась Россия, показали, что в экономическом плане мы намного слабее, чем остальные страны (как минимум, чем Индия и Китай). Поэтому Россия как раз упирает на то, что необходимо придать формату сотрудничества отчасти политическое значение. Но, думаю, что из этого в ближайшее время ничего не получится, потому что реальные интересы очень разнообразны и далеки друг от друга.

Формат, в том числе, и БРИК будет зависеть прежде всего от того, в каком направлении захочет двигаться Китай. Нравится нам это или нет, но роль Китая, как страны, определяющей всё большее количество процессов в мире, растёт. И у Китая очень сложные отношения и с США, и со странами, входящими в БРИК (скажем, с той же Индией). Так что я думаю, что Китай, как и во многих других структурах, где он представлен, будет играть определяющую роль
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".