Статья
949 8 октября 2009 0:01

Встреча глав МИД стран СНГ

В Кишиневе в преддверии саммита СНГ состоялась встреча глав МИД стран Содружества. Россию представляет министр иностранных дел Сергей Лавров.  

Министры обсудили широкий круг вопросов. Учитывая, что их встреча проходит накануне совещания глав государств, стороны согласовали некоторые организационные вопросы предстоящего саммита. 

Основным же вопросом повестки встречи стало событие, объединяющее народы на постсоветском пространстве. Стороны обсудили программу празднования в будущем году 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. На заседании согласован текст обращения глав государств СНГ по этому случаю, который будет утвержден на саммите Содружества 9 октября.

Как сообщил глава исполкома СНГ Сергей Лебедев на брифинге после встречи, Россия будет оказывать содействие в урегулировании конфликтов в Приднестровье и Нагорном Карабахе. "Этот вопрос отдельно не обсуждался, но министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил на заседании в узком составе, что позиция России в этих вопросах остается неизменной и она (Россия) будет оказывать содействие в мирном урегулировании конфликтов", - заявил С.Лебедев.

Отвечая на вопрос о приднестровском урегулировании и Меморандуме Козака, министр иностранных дел и европейской интеграции Молдавии Юрию Лянкэ заявил, что приднестровское урегулирование отдельно не обсуждалось на заседании СМИД, и не планируется обсуждение на саммите глав государств.

В свою очередь, пресс-служба МИД Казахстана сообщила, что на заседании были рассмотрены проекты документов, призванных дать дополнительный импульс развитию коллективного взаимодействия в области обеспечения пограничной безопасности и проведения миграционной политики, совершенствования договорно-правовой базы, а также ряд вопросов, связанных с деятельностью исполнительных органов СНГ и проведением предстоящих заседаний советов глав государств и правительств.
Кроме того, на заседании совета госсекретарь - глава МИД Казахстана Канат Саудабаев ознакомил коллег с основными приоритетами предстоящего в 2010 году председательства республики в ОБСЕ.

Что касается рабочей программы главы МИД Сергея Лаврова, то предметом его переговоров в Кишиневе могут стать последние заявления молдавского правительства в ООН о необходимости изменения принципов функционирования формата «5+2» в приднестровском урегулировании, а также о возможном пересмотре нейтрального статуса Молдовы, о чем заявил в Брюсселе премьер-министр страны Влад Филат.

В связи с тем что саммит СНГ проходит в Кишиневе, к проблемам Молдавии привлечено особое внимание.  И.о. президента республики, председатель парламента Михай Гимпу заявил, что его страна находится в очень сложном финансовом положении и не может обойтись без существенной международной помощи в преодолении кризиса.

"У нас еще есть деньги на зарплаты и пенсии на один-два месяца. Но затем у нас будут проблемы", - сказал молдавский политик в интервью интернет-изданию "Еврообсервер"."Мы не можем справиться с кризисом в одиночку", - добавил М.Гимпу. На вопрос об обещанных Россией и Китаем сотнях миллионов долларов М.Гимпу ответил, что предпочитал бы "серьезные обязательства, а не пустые обещания".

Он также заявил, ключ к урегулированию приднестровской проблемы находится в Москве."Помимо дислоцированной в Приднестровье 14-й армии, Москва имеет также там своих миротворцев. И это, очевидно, является конфликтом интересов. Вот почему мы призываем к развертыванию в Приднестровье международной миссии", - сказал и.о.президента.  При этом М.Гимпу выразил надежду на содействие Евросоюза в развертывании такой миссии."Я надеюсь, что однажды лидеры в Москве поймут, что будут пользоваться уважением только тогда, когда будут вести себя с другими странами корректно, в соответствии с демократическими принципами", - цитирует премьер-министра Молдавии "Интерфакс".

Глава МИД России Сергей Лавров, находясь в Кишиневе. прокомментировал это заявление.  "Решать вопрос о каких-то изменениях в формате миротворческой операции можно, но делать это нужно в контексте общего урегулирования", - сказал он российским журналистам в Кишиневе.

"А ставить все с ног на голову - мол, сначала уберите миротворцев, а потом будем договариваться - думаю, говорит о недостаточном проникновении в ситуацию", - добавил российский министр. Сергей Лавров напомнил, что российские миротворцы заняты в Приднестровье чрезвычайно важными миссиями, такими, как охрана больших запасов боеприпасов, которые не были вывезены из Приднестровья, так как молдавская сторона фактически сорвала переговоры по данному поводу.

Глава МИД РФ также высказал надежду, что новое молдавское руководство после его окончательного формирования тщательно изучит ситуацию. "Новому руководству еще необходимо разобраться во всех тонкостях той ситуации, в которой находится процесс урегулирования", - подчеркнул С.Лавров.

Что касается саммита СНГ, то главы государств уже начинают прибывать в молдавскую столицу. Здесь 8 октября встретились президенты Азербайджана и Армении по вопросам урегулирования карабахского конфликта. Программа работы по повестке СНГ запланирована на 9 октября. В этот раз саммит будет проходить без центральноазиатских лидеров. В Кишинев не приедут глава Туркмении, Казахстана, которые будут представлены премьер-министрами. Также будет отсутствовать президент Узбекистана. 

Комментарии экспертов

Последний «приднестровский» тренд в связи с недавним заявлением президента ПМР Игоря Смирнова, обусловлен, во-первых, неблагоприятными внутриполитическими процессами в Молдове. Если предыдущее коммунистическое руководство страны хоть изредка, но шло на диалог с приднестровцами, то новое, прорумынское, настроено более категорично. Казалось бы, для интеграции в ЕС через Румынию правым не нужны территориальные проблемы и сепаратистские настроения, но, с практической точки зрения, снижение интереса к Приднестровью со стороны Кишинева станет долгожданным подарком Тирасполю и одновременно настроит против новых молдавских властей патриотически настроенную часть общества Молдовы.

Во-вторых, только Россия на протяжении долгого времени могла гарантировать Приднестровью относительный суверенитет, прежде всего, сохраняя там свою группировку миротворческих сил, развивая экономические связи, одобряя все пророссийские маневры Игоря Смирнова. Этому косвенно способствовал и Владимир Воронин, особенно в период обострения российско-молдавских отношений. И теперь Смирнов снова уповает на Россию как на единственного гаранта сохранения его нынешних позиций.

Однако российское руководство никогда не проявляло желания декларировать независимость ПМР, а после признания такого статуса в отношении Абхазии и Южной Осетии тем более не пойдет на признание суверенитета Приднестровья. Москве важно послать Западу вполне определенный сигнал: закавказские республики – уникальный, а не системный, случай, да и взаимоотношения с Европой и США только-только стали налаживаться, чтобы вновь сбрасывать их в пропасть территориальных противоречий. В этой связи перспектив вхождения Приднестровья в состав России в среднесрочной перспективе нет, как нет и перспектив для признания Москвой его суверенитета.
 

Нынешнее молдавское руководство не сильно отличается по своим подходам к Приднестровской проблеме от Воронина. Он настаивал на формате поглощения Приднестровья и отказывался рассматривать конфедеративный вариант, так и вновь пришедшие либералы придерживаются той же позиции. Но у Воронина были хуже отношения с ЕС. Очевидно, у нового руководства Молдавии отношения с Евросоюзом и с Румынией будут лучше. Соответственно, я думаю, что стратегия такова: заменив российский контингент какой-нибудь международной миротворческой миссией, постепенно тем или иным силовым методом подчинить Приднестровье (я не вижу возможности в течение ближайших 10-15 лет мирным образом присоединить Приднестровье к Молдавии в формате поглощения).

И.о. президента Молдавии Гимпу говорит о том, что республика нуждается в финансовой помощи. При этом на вопрос журналистов об обещанных Россией и Китаем суммах,  он ответил, что предпочитал бы «серьезные обязательства, а не пустые обещания».Вопрос – а какие могут быть прагматические соображения России для того, чтобы помогать Молдавии? Размен: дескать, мы не идём в НАТО – это, честно говоря, смешно. А за что, собственно? Просто за дружелюбную риторику по отношению к России? Мы уже давно перестали за это платить.

Поэтому я думаю, что помощь со стороны России должна включать в себя какие-то прагматические вещи. Какие? Это вопрос переговоров. Я так понимаю, что для нового молдавского руководства сейчас, может быть, даже важнее фактор минимального вмешательства России в предстоящие выборы президента в Приднестровье, где теряющий свою популярность нынешний президент Смирнов будет противостоять набирающему обороты харизматику Шевчуку. Для нынешнего молдавского руководства удобнее иметь дело со слабеющим Смирновым, чем с находящимся на подъёме Шевчуком.

 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".