Статья
1347 4 февраля 2009 0:01

Встреча ОДКБ и ЕврАзЭС

В Москве состоялось заседание Совета коллективной безопасности ОДКБ. Подписано соглашение о создании коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. По словам помощника Президента РФ Сергея Приходько, коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ должны будут отражать военные агрессии и проводить спецоперации по борьбе с международным терроризмом и насильственными проявлениями экстремизма. От каждой страны-участника ОДКБ в новое военное формирование будет делегировано по одному батальону.

В ОДКБ входят Российская Федерация, Армения, Казахстан, Беларусь, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.

Также началось внеочередное заседание Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств. В повестке дня встреч – экономическое сотрудничество, кадровые вопросы и бюджет ЕврАзЭС. Объявлено о создании антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 10 миллиардов долларов. 7,7 млрд долларов внесёт россия и 1 млрд - Казахстан.

Комментарии экспертов

Я приветствую и создание сил оперативного реагирования, и решение Бакиева о выводе американской базы, так как любые действия по созданию военного союза в рамках ОДКБ целесообразны и позитивны. Шаг в направлении превращения ОДКБ в полноценную военную организацию сделан. Но он ещё далеко не достаточен и требует подтверждения Россией последовательности своей политики.

Единственной силой, по-настоящему сдерживавшей развитие ОДКБ, всегда была Россия. Поскольку Россия не отказывалась от двусторонних партнёрств со странами НАТО, она тем самым сохраняла такую же возможность для других стран-участниц ОДКБ. Мы знаем, что сотрудничество с блоком НАТО активно вела Армения - вплоть до подготовки своих вооружённых сил по стандарту НАТО. И поскольку Россия сама продолжала (и, кстати, несмотря на формальную приостановку, до сих пор продолжает) двустороннее партнёрство с НАТО, ОДКБ не мог стать полноценным военным союзом - потому что военный союз предполагает отношения с другим союзом на равных. Отношения в этом случае ведутся на уровне «союз к союзу». Любое двустороннее партнёрство с НАТО подрывает саму логику военно-стратегического союза. Никакие действия, в том числе создание объединённых военных группировок, не могут отменить этот принцип. Иными словами, пока сохраняется двустороннее партнёрство стран-участниц ОДКБ с НАТО, не может быть создано полноценного военного союза. И об этом, кстати, руководство ОДКБ уже неоднократно заявляло.

Тем не менее, Россия хочет создать некий аналог стратегического союза, не меняя принципа отношений с НАТО. Такой подход превращает реальное строительство военного блока в дипломатический шантаж НАТО возможностью такого строительства. Но это паллиатив. Нельзя одновременно и хотеть делать военный союз, и не создавать его. И наши партнёры по ОДКБ это прекрасно понимают – не стоит считать их идиотами. Они понимают, что Россия хочет лишь напугать Запад и не намерена переходить к реальной политике конфронтации с ним. Но такая позиция развязывает руки Западу и даёт ему возможность перейти в реальную конфронтацию в одностороннем порядке.

Пока со стороны Москвы продолжается эта шизофреническая модель поведения в отношении ОДКБ и пока нет решимости создать на базе ОДКБ военный союз, у всех стран-участниц останется возможность саботировать реальные интеграционные процессы. Мы уже наблюдали такой саботаж после августовской войны с Грузией, когда нас никто из стран ОДКБ не поддержал. Но виновата в этом только Россия, а не эти страны - с таким её противоречивым, шизоидным, расщеплённым политическим сознанием нельзя добиться никаких успехов.

Эта двойственность может навредить нам и в будущем. Например, сейчас Бакиев согласен выгнать американскую базу. Но он ещё может передумать - и передумает, если будет получать из Москвы противоречивые сигналы. Двойственность наших партнёров не должна нас удивлять, потому что это ответ на двойственность нашей собственной позиции. Пока мы строго, раз и навсегда, не скажем, что мы выстраиваем отдельную систему безопасности с опорой на российские вооружённые силы, а не будем одновременно говорить и «да», и «нет», мы не сможем построить военный союз и получим только очередную дипломатическую игру без результата.

Такая политика колебаний коренится в глубоком противоречии в сознании российского политического руководства. Российское руководство до конца не понимает, чего оно хочет, каким оно видит мир и постсоветское пространство в частности. Оно хочет осуществить невозможное – одновременно и дружить с Западом, стремясь войти в его политическую элиту, и конкурировать с ним. Но так не бывает, можно быть чем-то одним – либо конкурентом, либо союзником, либо противником. Но из-за такой позиции все наши институты (интеграционные, стратегические, институты международного планирования) поражены желанием выполнять одновременно три роли – и ни одно направление они не могут довести до конца.

Дружбу с Западом, впрочем, мы по понятным причинам провалим - невозможно дружить с коллективным убийцей и маньяком в виде стран НАТО и, в первую очередь, США. «Дружба» здесь может быть только такой же, как у маньяка и его жертвы. Но и противостояние мы проваливаем, потому что не решаемся действовать в этом направлении открыто. Ни к чему хорошему такое отношение к реальности не приведёт. Я много лет жду, когда одна из этих тенденций окончательно возобладает, но пока этого не происходит. То решение, которое было принято – это подвижка в правильном направлении, в сторону создания полноценного военно-политического союза. Но пока только подвижка. Ибо всегда есть опасность, что завтра же выступят Бордюжа или Медведев, и скажут, что они имели в виду совершенно другое, и теперь пойдут навстречу пожеланиям НАТО. Что-то подобное бывало уже много раз – и в способности России проводить последовательную региональную политику многие разуверились. В таких условиях тот же Бакиев может вновь легко «продаться» американцам и сказать, что он передумал. Двойственность поведения демобилизует нашу собственную внутреннюю и внешнюю политику.

Поэтому пока я недостаточно уверен в серьёзности намерений российского руководства относительно ОДКБ. Слишком часто мы давали «задний ход», и у меня нет полной уверенности, что такого не случится в будущем.

Что же касается антикризисного планирования в ЕврАзЭС, то стоит сказать следующее. Я считаю, что у России вообще нет реальной антикризисной программы. Россия продолжает критиковать Запад, что делает верно. Но затем тот же Путин в Давосе, после абсолютно адекватной, продуманной и серьёзной речи с критикой американской экономической модели (которая ответственна за кризис), продемонстрировав блестящий анализ, точные определения и жёсткую критику, вдруг заканчивает заявляет о верности принципу свободе торговли и о намерении повышать капитализацию наших финансовых компаний. То есть сначала он критикует американскую модель, в том числе и их антикризисные поползновения, а затем говорит о той же модели, что она нам подходит.

Создание антикризисного фонда в рамках ЕврАзЭС ничего не изменит в такой ситуации. Пока у нас экономический блок возглавляют либералы (Дворкович, Кудрин, Шувалов), никаких реальных результатов в работе по спасению экономики у нас не будет. Мы будем слепо копировать то, как пытаются справиться с кризисом американцы – причём американцы, а не европейцы. У европейцев есть собственная логика и склонность к более результативным социал-демократическим, кейнсианским подходам, которые они запускают в критических ситуациях. А в США доминирует либеральный подход. Российская же экономическая мысль полностью ориентируется на американскую. В такой ситуации создание Россией каких угодно фондов приведёт лишь к росту коррупции, к банальному разворовыванию средств этих фондов. Всепожирающие коррупционные кланы, которые существуют и в России, и в странах ЕврАзЭС, мгновенно растащат любое количество денег - и никакого тонизирующего эффекта на экономику новый фонд не окажет.

Слепое следование догмам экономического либерализма не даст позитивного результата. Россия использовала период роста мировой экономики и дутые цены на нефть только для раздувания собственных экономических «мыльных пузырей». Теперь придётся за это платить – пузырь лопнул, и от него ничего не осталось. Также лопнул и пузырь либеральной экономической мысли. Нашим либералам остаётся только ждать, когда Америка надует новый пузырь до такой степени, что и нам перепадут какие-то объедки, получившиеся из-за ошибок или экономических диспропорций. Ни на что другое они не способны. Поэтому от группы либеральных экономистов во власти я ничего хорошего не жду.

Создание коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ – это важный и крайне нужный шаг для обеспечения наших общих интересов безопасности в Средней и Центральной Азии. Это связано в том числе с тем, что в последнее время существенно ухудшилась обстановка в Афганистане, где коалиционные силы стран НАТО терпят одно серьезное поражение за другим. В связи с этим, для наших друзей и союзников в Средней Азии, для интересов России усиливается угроза распространения исламского экстремизма и контрабанды наркотиков.

Известно, что новая администрация США во главе с Бараком Обамой намеревается активизировать свои действия в Афганистане. Для этого Соединенным Штатам придется, в том числе, осуществить перегруппировку имеющихся у них сил и средств в Ираке и, возможно, в Персидском заливе, в пользу группировки, действующей в Афганистане. Американская группировка в Ираке будет, скорее всего, сокращена. Однако пока произойдет такая перегруппировка в пользу сил, действующих в Афганистане, обстановка может еще больше ухудшиться. И вообще мы и наши союзники не можем полагаться в обеспечении нашей безопасности в этом регионе на США и НАТО, а должны усиливать собственные возможности.

Главная особенность ОДКБ состоит в том, что это военно-оборонительный блок. Он принципиально не ставит перед собой задач экспансии. И поэтому на фоне НАТО, которое занимается явным экспансионизмом, он выглядит как бы недоделанным. Но на самом деле, в рамках этого блока делается достаточно много. Например, ОДКБ – очень неплохое подспорье для стран, входящих в него. Они получают российское вооружение по внутрироссийским ценам и имеют возможность на льготных условиях обучать свои офицерские кадры в российских военно-учебных заведениях - одних из лучших в мире, если судить по фактам побед российской армии. Наконец, есть постоянная координация и связь между штабами. Несмотря на то, что никаких совместных акций за пределами своих границ страны ОДКБ не производят, это не говорит о том, что военный блок «не работает». Другое дело – да, есть определённые проблемы, связанные с выходом на этап формирования совместных сил быстрого реагирования, и возможно, что эта работа ведётся недостаточно интенсивно.

Объявленное усиление присутствия США в Афганистане создаёт новые геополитические условия на пространстве СНГ. Всё говорит о том, что Соединённые Штаты собираются перенести тяжесть своих, скажем так, военно-миротворческих усилий, с Ирака на Афганистан. Но для США обеспечение такой операции возможно только при координации с Россией и странами Центральной Азии, входящими в ОДКБ. Поэтому взаимодействие государств в рамках этой организации приобретает большое военно-политическое значение.

Что же касается ЕврАзЭС, то заседание совета этой организации – не менее важное событие. Оно не случайно внеочередное – на дворе мировой экономический кризис. Во всех странах СНГ, как входящих, так и не входящих в эту организацию, созревает понимание, что нужно держаться рядом с теми, кто имеет больше возможностей выжить в условиях этого кризиса. Безусловно, такой страной на постсоветском пространстве в первую очередь является Россия – и в силу имеющегося потенциала, в том числе накопленных золото-валютных резервов, и в силу своего положения. Поэтому в первую очередь на этой встрече будут обсуждаться вопросы совместного выхода из кризиса и, будем говорить прямо, те возможности, которые имеет Россия, чтобы помочь другим странам, входящим в ЕврАзЭС, пережить этот кризис.

Россия предоставляет помощь своим партнёрам по ЕврАзЭС и шире – по СНГ – вовсе не от доброты душевной. Надо чётко понимать, что все эти страны – наши соседи, причём у нас с ними безвизовый режим. То есть, если называть вещи своими именами, отсутствие реальных границ. И Россия не заинтересована в том, чтобы в какой-либо из стран-соседей произошёл полный финансово-экономический, а вслед за ним и социальный коллапс. Такой коллапс, среди прочего, поднимет миллионы беженцев, которые устремятся в Россию. Поэтому экономическая помощь оказывается, в том числе, из трезвого понимания интересов собственной национальной безопасности.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".