Статья
708 28 апреля 2009 0:01

Встреча по Приднестровью

В Вене проходит встреча посредников и наблюдателей приднестровского урегулирования в формате «3+2». В «пятёрку» входят ОБСЕ, Украина, Россия, США и ЕС. Как сообщил глава постоянной комиссии ОБСЕ в Молдавии Филип Ремлер (его цитирует агентство "Интерфакс"), основные темы переговоров - возобновление полноформатного сотрудничества по урегулированию конфликта с участием Молдавии и Приднестровья и внутриполитическая ситуация в Молдавии. Встреча изначально планировалась на 8 апреля, однако из-за событий в Кишинёве после парламентских выборов она была отложена.

Недавние события в Кишинёве, связанные с итогами президентских выборов, создали дополнительную напряжённость в том числе в связи с приднестровским урегулированием. Заместитель министра иностранных дел ПМР Александр Малярчук на встрече в Тирасполе с заместителем британского посла в Кишиневе Джоном Митчеллом 23 апреля высказал озабоченность лозунгами, под которыми проходили беспорядке в Кишинёве, в том числе лозунгами о присоединении Молдовы к Румынии.

По мнению директора Института внешней политики при МИД Украины Григория Перепелицы, в связи с событиями в Кишинёве возникла угроза для Украины на её южных границах, и "Украина очень обеспокоена". Как заявил Перепелица, после известных событий Молдова может "очень качнуться" в сторону России, что, по мнению эксперта, опасно. Кроме того, он заявил об угрозе превращения ситуации в Приднестровье во "вторую российско-грузинскую войну".

Незадолго до парламентских выборов в Молдове, 18 марта, состоялась трёхсторонняя встреча президента Молдовы Владимира Воронина и лидером Приднестровской Молдавской Республики Игорем Смирновым. На ней участники договорились активизировать переговорный процесс по Приднестровью и выразили готовность к урегулированию конфликта исключительно политическими средствами.

Комментарии экспертов

Очевидно, что если усиливаются политические тенденции по аншлюсу Молдовы со стороны Румынии и активной румынизации молдавской государственной и общественной жизни, то это - именно то, против чего и восстало Приднестровье 18 лет назад. И тем самым подтверждаются опасения приднестровцев. Причём мы видим, что президент Румынии уже не скрывает этих своих взглядов, и из слов президента Румынии ясно, что именно государственные власти Румынии поддерживали политически, финансово и интеллектуально те массовые погромы, по сути дела мятеж, который произошёл в Кишинёве.

Я думаю, что эти пятисторонние переговоры, как и другие дипломатические ресурсы, будут использованы и приднестровскими представителями, и Россией. Ликвидация государственности Молдовы, на что взяла курс Румыния, практически автоматически делает Приднестровье независимым государством. Кстати, Приднестровью может достаться место даже место в ООН, если молдавская государственность будет ликвидирована. Эти процессы будут развиваться.

Украина находится в сложной ситуации, в которую её поставили действия нынешнего президента, который, по сути дела, постепенно занимается выведением из-под суверенитета народа Украины ключевых государственных институтов Украины, таких, как министерство иностранных дел и министерство обороны. В результате самостоятельной политики у Украины практически нет, она подчинена США и их политике, которая заключается в силовом принуждении Приднестровья к слиянию с Молдовой. При этом остаётся открытым вопрос о возможности ликвидации государственности Молдовы и румынизации людей, живущих в Молдавии и Приднестровье.

Поскольку государственные институты Украины способствуют этой политике, то они могут оказаться в очень сложной ситуации. Предположим, если будет свергнута государственная власть Молдовы, Молдова действительно будет ликвидирована, и сделают это политические наследники тех, кто организовал военное нападение на Приднестровье. Россия, , как один из гарантов мирного процесса, в этом случае будет вынуждена оказать поддержку Приднестровью. Но у России не имеется общей границы с Приднестровьем, поэтому она будет вынуждена оказать поддержку через украинскую территорию. Украинский народ, конечно, выступает за такую поддержку, но никто его спрашивать не будет, и возможно, что по решению Вашингтона украинские государственные структуры будут препятствовать поддержке приднестровцев в их борьбе за свой суверенитет против военной операции, имеющей целью насильственную румынизацию.

Вот такой сложный клубок там запутывается, и, конечно, поскольку у приднестровских руководителей очень мало возможностей воспользоваться дипломатическими ресурсами, то нам приходится пытаться распутать этот клубок. И сегодня нужно прежде всего требовать от наших партнёров (в частности, от США и членов ЕС), чтобы они высказали свою однозначную позицию в поддержку молдавской государственности, против кишинёвского путча, против откровенного вмешательства во внутренние дела Молдовы со стороны союзника по НАТО Румынии, против попыток захвата государственной власти в Молдове, несмотря на ясно выраженную волю молдавского избирателя в пользу партии коммунистов.

Григорий Перепелица, судя по его взглядам, является русофобом и расистом, если ему любые изменения в пользу России кажутся опасными. Это и называется расизм, когда, например, говорят, извините, что негр плох на посту начальника, потому что он негр, а не потому, что он плохо исполняет свои обязанности. То же самое: для них Россия всегда плохая просто потому, что она Россия.

Эти русофобские взгляды, расистские в своей основе,  очень широко распространяются, пропагандируются в тех государственных структурах Украины, которые контролирует президент Виктор Ющенко. Понятно, что такие взгляды выражают эксперты при МИДе. Секретариат Ющенко прежде всего устроил чистку МИДа и понапихал туда таких вот русофобов, которых даже трудно назвать украинскими националистами, потому что они любят Украину значительно меньше, чем ненавидят Россию.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".