Статья
2831 17 мая 2017 20:33

Вся власть Верховной Раде

Тема возможной трансформации украинской политической системы в парламентскую республику периодически актуализируется в местных СМИ. На фоне слабости позиций Порошенко внутри страны и приближения президентско-парламентских выборов в 2019 году политическая реформа обсуждается в Киеве как один из возможных сценариев формирования нового элитного и общенационального консенсуса. По словам источников в украинской власти, такой крайний вариант не исключает и сам глава государства, чтобы заручиться поддержкой от элитных группировок на свое переизбрание на второй срок.

Вероятность того, что Порошенко добровольно выберет радикальное сокращение своих полномочий в обмен на еще пять лет на посту президента (который потеряет контроль над силовым блоком и внешней политикой) в качестве доминирующей электоральной стратегии, невелика. Однако дискуссия о преимуществах установления парламентской системы на Украине сама по себе представляет большой и отдельный интерес. Тем более что лозунг политической реформы могут взять на вооружение оппоненты действующего президента уже на ближайших выборах, в том числе в качестве рецепта для преодоления его наследия, которое нельзя назвать позитивным. Возможно и то, что сам Европейский союз (большинство государств которого имеют парламентскую форму правления) на определенном этапе будет настаивать на политической реформе как условии дальнейшей интеграции в единую Европу.

Не будет большим преувеличением сказать, что в истории Украины институт президентской власти не состоялся. Украинское общество не смогло переварить сильных президентов, обладающих широкими полномочиями. Самый популярный на данный момент глава государства Леонид Кучма в конце своего правления заслужил обвинения в узурпации власти, манипулировании избирательной системой и не смог без политического кризиса провести передачу власти. Другой расширивший полномочия президент Виктор Янукович и вовсе был смещен со своего поста. Напротив, период правления самого слабого президента Виктора Ющенко отличался хоть и бурной, но не выходящей за пределы установленных правил игры политической жизнью. Порошенко, несмотря на попытки консолидации власти в своих руках с помощью разветвленной системы закулисных договоренностей, остается главой парламентско-президентской республики и в целом представляет собой политически довольно слабую фигуру. Ему удается относительно комфортно удерживать власть прежде всего благодаря фактору войны в Донбассе.

Проблемы с функционированием президентской республики на Украине традиционно объясняются тем, что в стране существует слишком много групп интересов, в том числе национально ориентированных. Все это разнообразие не в состоянии примирить единственный арбитр, которому делегирован широкий объем полномочий. Чтобы эффективно править, президенту приходится игнорировать мешающие ему интересы, в том числе часто своих союзников, и сознательно прибегать к более упрощенному представлению об украинском обществе. С этой точки зрения парламентская форма правления более релевантна украинской культуре политического компромисса и коалиций. 

Опуская множество компонентов этой сложной дискуссии и принимая во внимание нереформированный характер украинского государства, ситуацию непрекращающегося вооруженного конфликта на востоке и потерю контроля над территориями, следует выделить как минимум один очевидный и важный минус и один столь же большой плюс перехода Киева к парламентской системе.

В случае достижения согласия в украинских элитах относительно необходимости трансформации к парламентскому правлению возникнет вопрос о выполнении украинскими властями ранее принятых обязательств. Речь идет как о Минских соглашениях, так и о продолжении реформ. Несмотря на скоромные результаты во внутренней политике и невыполненное обещание прекратить конфликт в Донбассе, Порошенко все еще рассматривается Западом, да и Россией как главный гарант выполнения всех договоренностей. Изменение государственного устройства и, как следствие, центров принятия ключевых решений подвесит эти договоренности. Кроме того, политическая реформа потребует определенного переходного периода, в котором неизбежно возникнет вакуум ответственности.

В результате у международных игроков возникнут закономерные опасения как относительно приверженности Украины мирному процессу, особенно в свете возможного усиления радикалов или даже их вхождения в новое правительство, так и касательно ее способности следовать курсом реформ, на котором настаивает Запад. Киеву предстоит объяснить всем своим международным партнерам, как будет происходить трансформация государства, кто будет выступать в роли гаранта и как будут застрахованы возможные риски. Учитывая развитую на Украине культуру «политической лжи», эти объяснения и гарантии должны не оставлять вопросов и создать атмосферу доверия вокруг проводимых преобразований со стороны внутренних и внешних интересантов. 

В то же время политическая реформа предоставляет шанс преодолеть ту патовую ситуацию, в которой находится украинская государственность. Парламентская система позволит снизить угрозы одновременно реванша авторитаризма и радикального пересмотра прав национальных меньшинств и интересов региональных сообществ. Кроме того, появляется пусть слабая, но все-таки надежда на то, что текущий консенсус относительно отказа от политического урегулирования на востоке и фактического согласия с потерей Донбасса в перспективе даст трещину. Эти допущения исходят из того, что при парламентском правлении сложное многонациональное украинское общество обретет шанс получить более адекватное представительство. Партии будут больше ориентированы на кооперативное поведение. В украинскую политику вернется практика выстраивания сложных коалиций, которые будут устойчивы благодаря выполнению всеми участниками множества взаимосвязанных договоренностей. В коалиции смогут входить не только националисты, но и центристские и умеренные силы, которые настроены на общенациональный диалог и отказ от проведения поляризующей политики. Помимо этого, парламентская система приведет к перезагрузке текущей партийной системы. Через один-два электоральных цикла исчезнет феномен президентской партии власти.

Следует признать, что шансы на это не столь велики. Однако, как показывает опыт последних трех лет, установленный в украинской правящей элите консенсус, подкрепляемый все еще достаточно сильной президентской властью и фактическим режимом военного времени, не позволяет инкорпорировать представителей другой точки зрения в процесс принятия решений. Минские соглашения требуют от Киева больших компромиссов на уровне власти и общества, прежде всего в отношении политического устройства и планов по построению единообразного национального государства. В парламентской республике вероятность обсуждения и достижения таких компромиссов будет выше, чем в настоящей системе, которая блокирует даже начало самого разговора. 

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов

Все материалы автора

____________

Читайте также:
23 апреля 2024 Новости  Украину вооружают: политологи о новом пакете помощи США Одобрение Палатой представителей США нового пакета помощи Украине создало три интриги: как быстро начнет поступать помощь, как себя проявят это вооружение и те люди, которые будут его обеспечивать, а также какие можно ожидать ответные действия со стороны России. Политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин в эфире 22 апреля обсудили эти и другие актуальные политические темы. 20 мая 2024 Анонс  Истечение срока полномочий Зеленского 20 мая истекает срок президентских полномочий Зеленского. 22 апреля 2024 Главное
Новый этап эскалации
 Новый этап эскалации Законопроект, одобренный Палатой представителей США о выделении военной помощи Украине, не окажет кардинального влияния на ход конфликта, но позволит Украине «выиграть время для восстановления своей армии и наращивания собственного оборонно-промышленного потенциала», считают американские эксперты. О том, что означает принятие этого законопроекта — в нашем материале.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".