Статья
878
20 апреля 2010 11:00
Вулкан – вызов Европе?
Оптимистичные прогнозы относительно скорого затухания исландского вулкана чередуются с предсказаниями некоторых вулканологов об «эффекте домино» - воздействии Эйяфьятлайокудля на соседние вулканические образования.
Похоже, что «возбудитель» европейского спокойствия, исландский вулкан Эйяфьятлайокудль, постепенно прекращает свое извержение. Так, практически безоблачное небо над Европой позволило европейским властям дать разрешение авиакомпаниям на возобновление полетов с предельной осторожностью и соблюдением всех норм безопасности.
Воздушное пространство поделено на три части, в одной из которых полеты разрешены в штатном режиме, во второй – разрешены с особой осторожностью, а в третьей – запрещены. Несмотря на то что ранее прошла информация о возможном возобновлении полетов над Великобританией, одной из первых закрывшей свое воздушное пространство, риск влияния вулканических отходов сохраняется. В частности, The Daily Telegraph сообщает, что планы по открытию авиасообщения могут быть сорваны по причине появления над страной нового облака пепла, выброшенного исландским вулканом.
Между тем мнения ученых относительно дальнейшей ситуации вокруг извержений диаметрально расходятся. Так в частности, академик РАН Юрий Израэль объясняет запреты авиаперелетов из-за извержения вулкана исключительно перестраховкой европейских властей и политикой бизнеса. К слову, Израэль придерживается теории, согласно которой вулканические извержения помогают бороться с глобальным потеплением.
По мнению ученого, для борьбы с данным климатическим явлением можно распылять в воздухе специальный аэрозоль, частицы которого препятствуют проникновению солнечных лучей. С ним согласен заведующий отделом исследований изменений климата Гидрологического института Олег Анисимов, который считает, что извержение исландского вулкана приведет к незначительному похолоданию в тех районах, где оседала вулканическая пыль, приводит слова ученого газета «Взгляд».
Сторонники обратной концепции полагают, что постепенное затухание вулкана и, как следствие, снижение высоты столба пепла уже во вторник, 20 апреля, с 7 тысяч до 3 тысяч метров, это всего лишь период спокойствия, после которого наступит еще большая вулканическая активность.
Так, в частности, вулканолог из Женевского университета Микаэль Дунган, слова которого приводит швйцарская газета «Тан», считает, что «этот вулкан находится под ледником, и лава, достигая поверхности земли контактирует с замерзшей водой, вследствие чего происходит термический удар, который в свою очередь может привести к новым взрывам и выбросам пара, застывшей лавы и шлаков».
Выброс пара, отмечает в свою очередь исландский вулканолог Фрейстейн Сигмундссон, может продолжаться еще несколько дней. Однако, существуют опасения, что Эйяфьятлайокудль «разбудит» более крупный вулкан Катла, который находится восточнее, сообщает «Интерфакс». С Сигмундссоном согласен его коллега из геофизического института Университета Исландии Нильс Оскарссон.
По его мнению, теперь не исключено, что нынешнее извержение может запустить значительно более мощные вулканические процессы в соседнем вулкане Катла. «Во время последних извержений в 19-м и 17-м веках извержения Катлы начинались после извержения Эйяфьятлайокудля - они были примерно в 100 раз мощнее», - говорит ученый.
Однако исландец оценивает последствия извержения с неожиданной стороны. «Разрушенные дороги и мосты, прекращение международных рейсов. Это хорошо, я думаю. Люди путешествуют слишком много», - заключил Оскарссон.
транспорт
Европа
авиаперевозки
Исландия
вулкан
Эйяфьяллакудль
транспортный коллапс
Международная ассоциация воздушного транспорта
КомментарийКомментарий
политологАлексей Чеснаков
12 августа 2021
Новость
Москва стала лидером в области развития общественного транспорта
Москва вошла в ТОП-3 крупных городов с лучшей
транспортной системой. Об этом говорится в исследовании McKinsey «Транспортные системы 25 городов мира: составляющие успеха».
25 сентября 2020
Новости
Россияне против бесплатного транспорта
Большинство жителей крупных российских
городов не одобряют предложение Минтранса к 2035 году сделать проезд в общественном транспорте бесплатным, но при этом начать взимать деньги с автовладельцев за передвижение по всем дорогам.