ВВП не дотянул до 6 процентов
Согласно предварительным данным Росстата, рост реального объема ВВП России в 2008 году составил 5,6%. Немногим ранее глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина прогнозировала, что рост ВВП составит «чуть менее 6%». Новые данные говорят о том, что ВВП в четвертом квартале был близок к нулю, а возможно, ушел в отрицательную зону. Не стоит рассчитывать, что он выйдет из нее в этом году. Оптимистов в правительстве не осталось.
Иосиф Дискин, сопредседатель Совета по национальной стратегии:
Правительство в последнее время, что называется, «повернуло штурвал». Раньше министры и вице-премьеры были склонны к успокоительной риторике, а теперь они, напротив, перешли к алармистской тактике. Все те показатели, о которых говорил ранее Алексей Кудрин, реалистичны при заложенной в бюджетном прогнозе цене 41 доллар за баррель. При этом теперь уже просматривается вариант, что такого кошмара всё-таки не произойдёт. Одновременно прозвучало заявление главы "Лукойла" о том, что средняя цена барреля нефти будет в районе 50. Если это верно, то картина бюджетной политики будет совсем другой. Это сократит дефицит бюджета приблизительно вдвое, и он составит около 3% ВВП.
Кроме того, недавно поступили данные исследований Института экономики переходного периода (а это достаточно серьёзные эксперты) об индикаторах промышленного производства. Эти индикаторы показывают, что падение промышленного производства близко к завершению. В институте утверждают, что падение и вовсе завершилось, но я не был бы столь оптимистичен. Тем не менее, похоже, что дно кризиса нащупывается. Посмотрим ещё, что будет в феврале, потому что январь – это плохой индикатор, но такое впечатление, что завершение падения промышленного производства нащупывается.
В работе правительства есть ещё один недостаток, который производит странное впечатление. Правительство принимает достаточно хороших и энергичных решений, но при этом министры совершенно не представляют ни обществу, ни депутатам концепцию борьбы с кризисом, общую логику этой борьбы. Поэтому внешне кажется, что меры, которые правительство принимает, носят несвязанный и ситуативный характер. Вместо министров внешние наблюдатели и эксперты ищут внутреннюю логику правительственных решений. И это неправильно – правительство должно само ясно показывать, что оно делает и более того – акцентировать внимание на каких-то вещах.
Ситуация, когда правительство часто принимает правильные и разумные решения, но не удосуживается объявить об этом обществу, когда оно не вступает с ним в диалог, создаёт совершенно ненормальную атмосферу в условиях кризиса. Ннапример, правительства большинства стран Запада, ведущие борьбу с кризисом, находятся в активном диалоге и с обществом, и с его влиятельными группами, и с парламентариями. Если есть диалог, то репутационная цена ошибки для правительств существенно ниже – можно подкорректировать те или иные решения или чётко объяснить, почему тактика была изменена. Могу привести ещё один яркий пример: сейчас выпущен план поддержки промышленных предприятий. Я беседовал с генеральным директором одного из предприятий, находящихся в этом списке, и он говорит «а я даже не знаю, к кому мне надо идти, что я должен делать, какие заявления и документы оформлять». В сегодняшних условиях информационная работа приобретает критическое значение, и её недостаток может привести к самым нежелательным последствиям.