Статья
815 1 марта 2010 0:00

ВВС пополнятся новой техникой

Вопросы развития оборонно-промышленного комплекса и обеспечения Вооруженных сил РФ современными образцами вооружения и военной техники обсуждены на совещании по вопросам развития ОПК, которое провел премьер-министр РФ Владимир Путин на площадке ОКБ «Сухой». Предметом обсуждения стало оснащение Военно-Воздушных сил и ПВО России.

Премьер-министр РФ Владимир Путин сообщил на совещании, что в ближайшие 10 лет российская армия закупит более 1,5 тыс. новых самолетов и вертолетов. «В результате выполнения госпрограммы вооружений за 10 лет ВВС получат более 1,5 тыс. новых самолетов и вертолетов и примерно 200 зенитных ракетных систем», - сказал Владимир Путин.

По словам премьера, в итоге доля современных образцов авиационной техники в ВВС составит 80%, а по комплексам ПВО - 75%. «Это позволит в разы повысить обороноспособность ВВС и страны в целом», - сказал премьер. Он отметил, что в 2008-2009 годах были заключены долгосрочные контракты на поставку ВВС 130 боевых самолетов. «В 2010 году будет закуплено 27 новых самолетов, более 50 вертолетов, а также пять зенитных дивизионов С-400», - сказал В.Путин.

Премьер заметил, что российские боевые самолеты пользуются устойчивым спросом в мире. «В 2009 году более 60% общего объема российского оружейного экспорта пришлось на авиационную технику и средства ПВО», - сказал В.Путин. Он уточнил, что на авиационную технику пришелся 51% экспорта, 9% - на средства ПВО.

К совещанию  «Интерфакс» опубликовал сообщение пресс-службы правительства РФ о состоянии авиакомплекса России. «Несмотря на структурные и экономические трудности предыдущих десятилетий, Россия по-прежнему сохраняет прочные позиции в авиастроении и создании систем ПВО. Последовательные усилия, предпринятые в последние годы, позволили принципиально изменить положение дел с оснащением российских ВВС и ПВО современными образцами военной техники», - отмечает пресс-служба.

По ее данным, в 2008-2009 гг. были заключены контракты на поставку для нужд отечественной боевой авиации 130-ти самолетов. В текущем, 2010 году будет закуплено 27 самолетов, более 50 вертолетов и пять дивизионов зенитно-ракетных комплексов С-400.

«Всего же за ближайшие 10 лет в рамках Госпрограммы вооружений в войска должно быть поставлено свыше 1,5 тысяч новых самолетов и вертолетов и порядка 200 зенитно-ракетных систем. В результате доля современной авиатехники в ВВС должна составить не менее 80%, в ПВО - 75%», - сообщает пресс-служба.

В целях решения этой задачи в российском ОПК проведены структурные преобразования. «Сформированы крупные холдинги - например, «Объединенная авиастроительная корпорация», концерны «Оборонпром», «Алмаз-Антей», «Тактическое ракетное вооружение», - говорится в документе.

Пресс-служба правительства отмечает, что для преодоления последствий кризисных явлений авиационной промышленности, государство выделило более 93 млрд рублей, а также принято решение о предоставлении госгарантий под привлекаемые предприятиями кредиты на сумму 45,5 млрд. рублей. В результате уровень производства военной авиационной техники в 2009 году увеличился на 7%.

«Важным показателем состояния отрасли является начало в январе 2010 г. летных испытаний многофункционального истребителя пятого поколения ПАК ФА. Отличаясь высокой мобильностью и скрытностью действия, интеллектуальностью и живучестью при решении задач обеспечения господства в воздухе и уничтожения наземных и морских целей, ПАК ФА должен стать базовым фронтовым самолетом ВВС России XXI века. Этот проект должен придать российскому авиастроению импульс для развития на качественно новом производственно-технологическом уровне», - подчеркивается в сообщении.

Комплекс ПАК ФА разработан в ОАО «ОКБ Сухого», который является признанным лидером в области проектирования военной авиатехники различного назначения. Сформированное в соответствии с постановлением Комитета Обороны от 29 июля 1939 года, ОКБ П.О.Сухого разработало целый ряд передовых для своего времени образцов боевой авиационной техники.

На опытном Су-7 впервые в СССР была достигнута скорость, вдвое превышающая звуковую. Перехватчик Су-9, оснащенный управляемым ракетным оружием, стал первым в Советском Союзе самолетом-носителем в составе автоматизированного авиационного комплекса перехвата.

Принятый на вооружение в 1975 году фронтовой бомбардировщик Су-24 стал первым в стране ударным самолетом тактического звена, обеспечивающим круглосуточное и всепогодное применение. Широкое признание в войсках, в том числе по результатам боевого применения, заслужил разработанный ОКБ в инициативном порядке штурмовик Су-25. Родоначальником целого семейства боевых самолетов различного назначения стал Су-27. Боевые самолеты ОКБ Сухого в настоящее время составляют значительную часть российского экспорта вооружений и военной техники.

Холдинг «Сухой», в состав которого с 2003 г. входит ОАО «ОКБ Сухого», ведет активную работу по обновлению своей производственной базы - предприятий в Комсомольске-на-Амуре и Новосибирске, освоению современных методов управления и финансирования программ полного цикла - от разработки до послепродажного обслуживания самолетов.

Комментарии экспертов

В Комсомольске-на-Амуре прошли летные испытания нового истребителя пятого поколения - это очень важный технологический шаг вперёд, это запрыгивание на подножку уходящего технологического поезда. Если бы мы не смогли создать его, то это говорило бы о том, что Россия технологически остаётся в XX веке. Нужно помнить, что американцы подняли его ещё 15 лет назад, и уже больше 8 лет он находится на вооружении у американцев.

Поэтому для нас это действительно очень важный и большой шаг вперёд в технологическом отношении. Сам по себе самолёт - это некая квинтэссенция технологий: технологии двигателя, технологии систем вооружения, технологии радиолокационных систем и т.д. То есть это целый набор доказательств перспективности и состоятельности государства.

В авиации мы действительно серьёзно продвинулись. Не надо забывать, что как и другие отрасли оборонной промышленности, долгие годы авиационная промышленность была в полном загоне, и мы фактически работали на старой технике. Сейчас есть какие-то зачатки. Я не могу сказать, что авиационная промышленность полностью удовлетворяет ожидания, но есть обнадёживающая динамика.

Если мы будем говорить о новой технике, то здесь важно и качественное состояние, и количественное. В количественном мы не удовлетворяем армию полностью. В большинстве своём мы летаем на старых самолётах, на разработках, которые фактически являются разработками 80-х годов. Собственно говоря, самолёт 5-го поколения – это тоже разработка середины 90-х годов, которая была отложена. Но лучше так, чем ничего.

Сейчас авиационная промышленность держится исключительно на иностранных заказах. И это очень опасно, потому что, во-первых, мы зависим от конъюнктуры рынка. Во-вторых, эта скоротечность контрактов не даёт серьёзного научного задела для перспективного развития авиации. В ПВО положение, конечно, лучше, потому что у нас есть С-400, С-300. Это серьёзный задел на будущее. В каком направлении военно-обеспечивающее ПВО пойдёт дальше, неизвестно. Но, во всяком случае, ракеты как таковые, плюс радиолокационное обеспечение ПВО, дают серьёзные основания полагать, что у нас ПВО продвинуто сильнее чем авиация – и в количественном, и в качественном состоянии.

Что касается авиации, число закупаемых самолётов нас совершенно не удовлетворяет. Когда начинают говорить, что у нас впервые сконструировали учебный Яковлевский самолёт, то, в общем-то, здесь надо больше стыдиться, чем гордиться. Для России создать один самолёт и ещё сказать, что он полностью российский - не предмет гордости.

Я оптимистично смотрю на перспективу, потому что если раньше министерство обороны закупало по 1-2 самолёта, то сейчас видна очень хорошая динамика, даже несмотря на кризис, который, как известно, в основном у нас в головах.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".