Статья
1667 11 октября 2009 0:03

Выбор сделан

В России завершился единый день голосования.  Выборы прошли в 76 субъектах Федерации. Избирались около 40 тыс. депутатов законодательных органов власти, а также 2,5 тыс. глав муниципальных образований.

В трех субъектах выборы имели региональный статус. Это выборы в Мосгордуму, а также в парламенты республики Мари Эл и Тульской области. На избирательные участки здесь пришли от четверти до половины жителей этих субъектов, имеющих право голоса.

В частности, на выборах в Московскую городскую думу проголосовало около четверти москвичей, заявил на пресс- конференции председатель Мосгоризбиркома Валентин Горбунов. «На 16:00 явка составляла 23,35%, что несколько ниже по сравнению с выборами 2005 года, однако показатели ненамного ниже, к тому же это некритично», - уточнил он.

За места в столичном парламенте боролись 77 кандидатов по одномандатным округам и шесть политических партий: КПРФ, "Единая Россия", ЛДПР, "Яблоко", "Патриоты России" и "Справедливая Россия". Из 35 депутатских мест 17 будут "разыграны" по одномандатным округам, 18 - по партспискам. Для прохождения партий в думу им потребуется набрать не менее 7% голосов избирателей.

Явка избирателей на выборах депутатов Госсобрания республики Марий Эл, по данным на 16:00 мск воскресенья, составила 44,4%. На выборах депутатов в Тульскую областную думу пятого созыва, по данным на 17:00 мск, проголосовало 33,41% всех избирателей.

Впервые в Чеченской Республике и Республике Ингушетия состоялись муниципальные выборы. Здесь была продемонстрирована более высокая активность - на некоторые избирательные участки Чечни и Ингушетии за первую половину дня уже пришли от 70% до 100% избирателей.

Проблемными оказались выборы мэра города Дербента в Дагестане, где не открылись несколько избирательных участков, поэтому  результаты голосования здесь могут оказаться недействительными.

В целом же, по другим регионам серьезных нарушений не выявлено.

По информации "Интерфакс".


 

Комментарии экспертов

Выборы зачастую являются измерителем политической активности. Если сравнивать 90-е и 2000-е годы, мы увидим существенную разницу.  90-е годы были первой пробой пера, временем, когда сбывались мечты о том, что власть принадлежит нам, что демократию надо понимать в буквальном смысле: «иди голосуй и именно это немедленно изменит жизнь к лучшему». Такая энергетика идет еще со времен перестройки.

Первое десятилетие постсоветской России закономерно отличалось очень высоким уровнем политической мобилизации, верой в то, что простым голосованием можно что-то радикально изменить. Еще надо признать, что предложение было огромно – большое количество партий и блоков. Это закономерная ситуация, после того, как мы вышли из однопартийной системы, где выборы состояли только в том, чтобы бросить бюллетень, где был только один кандидат. Мы наслаждались тем, что реализовывали свое право на выборы.

2000-е годы имеют свое отличие. Сегодня есть понимание, что вся эта псевдодемократическая вольница, когда все могут выбирать всех, причем, чуть ли не каждый день, отнюдь не означает демократию в современном смысле этого слова. Наслаждение этой именно псевдодемократической вольницей было умело трансформировано в государственную конструкцию, в которой были введены единые избирательные дни, которые избавили государство от тряски, когда  беспрерывно где-то кого-то выбирают. Был упорядочен способ наделения властными полномочиями губернаторов, партии значительно сократились в  количестве и стали действительно какими-то вменяемыми, и стало понятно, кто есть кто. Их всего семь или шесть зарегистрированных, четыре - в  парламенте, и теперь нам понятно, что какие-то «Любители пива» или просто «Женщины России» не могут претендовать на то, чтобы что-то из себя реально представлять в политическом пространстве.

Вместе с такими инфраструктурными политическими реформами азарт и энергетика первого порыва немножко поулеглись, теперь люди относятся к этому прагматично. Желательно было бы, чтобы каждый гражданин обязательно участвовал в выборах, бросал свой бюллетень, чуть ли не под страхом штрафа, как это практикуется в Австралии и в Швейцарии.  Но дело в том, что в этом смысле никто никому не может ничего приказать, люди выбирают тот способ поведения, который им больше нравится. 

На этом фоне отмена порога явки – тоже нормальное решение, которое избавило нас от ситуации перевыборов – сколько придет, столько и придет – значит столько заинтересованных. Мне кажется, что в этом смысле мы выходим сейчас на среднетипичные европейские страны, где демократический процесс не в новинку. Если нет какой-то экстраординарной ситуации, когда вдруг происходит резкий всплеск политической активности,  то обычно явка 30% на муниципальных региональных выборах считается достаточно высокой. Таким образом мы и должны себя оценивать, в двойной перспективе, понимая, что 90-е годы были абсолютным пиком, и вряд ли когда-нибудь мы снова достигнем тех цифр, да и стремиться особо к этому не надо. И вторая шкала измерения – это современная Европа, где наблюдаются аналогичные процессы.

Я бы сказал, что это признак некой нормализации. Характерно, что даже тот кризис, который всех сейчас трясет, и нас в том числе, не спровоцировал на какие-то резкие движения, на ориентацию на более радикальные движения, которые бы предлагали лозунг «Долой всех!». Мне кажется, что какой-то здравый смысл у людей уже существует. Есть понимание того, что одними голосами ничего не изменишь ,что голосование – это только этап, это одна из политических процедур в очень сложном процессе принятия решений и в еще более сложном процессе их реализации.

 

Сегодня у граждан есть понимание важности муниципальных выборов. Избиратели понимают также, что от выборов в региональные парламенты зависит в дальнейшем избрание главы субъекта федерации. Тем не менее этот момент осознан еще далеко не полностью.
 
В этом кроется одна из причин прогнозируемой невысокой явки. На местных выборах явка всегда оставляла желать лучшего, более того, от выборов к выборам она, как правило, снижалась. Не исключено, что что-то подобное будет и на этот раз. Хотя по Москве возможен и противоположный вариант. Возможно, что явка сейчас будет выше, чем на последних выборах в городскую думу. По крайней мере, по опросам, которые делались перед выборами, ожидается, что придет около 40% избирателей. Это совсем не мало для выборов такого уровня.

В этом году пропаганды выборов фактически не было.  Ощущение, что люди увидели плакаты, растяжки и узнали о предстоящем голосовании буквально в последние пару недель. Избирательная кампания шла в бюджетном ключе. Денег у всех маловато, сложилось впечатление, что ни правящая партия, ни оппозиция, не стремились особо активизировать электорат. Все работали на своих так называемых старых запасах. Скорее,  стремились мобилизовать своих прежних сторонников, чем привлечь каких-то новых.

 

Россия очень большая страна, и в ней все время происходят какие-то выборы. Раньше было такое ощущение, что каждую неделю кого-то выбирают. На самом деле так и было, потому что в России регионов больше, чем недель в году. А когда появился единый день выборов, стало вообще ничего не понятно.

Сейчас идут выборы в Мосгордуму, а у нас – я живу в Московской области -  тоже какие-то выборы. Причем, лежат какие-то листовки – "Все на выборы!", а на какие выборы – я не понимаю? Мне никто не сказал и никто не знает. И проблема-то в этом – то есть, когда проходят выборы президента, все понимают – выбираем президента, когда выборы в Государственную Думу, все понимают - выборы в Государственную Думу. А муниципальные выборы – никто ничего не понимает, кого выбирает. У меня весь подъезд завален листовками, где написано -  кандидат от "Единой России", кандидат от "Справедливой России", а кандидат кто? Что за выборы? Я не знаю, и я не понимаю.

В этом есть, конечно, некоторая проблема. Все-таки мне кажется, что все эти муниципальные выборы не должны связываться с партиями. Муниципальные выборы должны проходить на муниципальном уровне. Партий на муниципальном уровне не бывает, политическая партия действует на федеральном уровне. На муниципальном уровне граждане должны выбирать себе шерифа, местного судью  и мэра. Вот и все.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".