Статья
28 Апреля 2015 18:58

Выборы-2016. Пять вопросов стратегии

До выборов в Госдуму более полутора лет, однако конкурс пророчеств уже открыт. Пока внимание к будущей кампании чаще всего ограничивается анализом желательного для власти соотношения сил в будущем парламенте. Важнейшими признаются ответы на вопросы, кого, по каким причинам и каким способом власть допустит или не допустит в здание на Охотном ряду. 

Номинации бенефициаров предсказуемы, исходя из так называемой презумпции пессимизма экспертов. Политологи либерального лагеря опасаются, что власть чистит дорогу «нацикам». Вспоминают «Родину» и «Антимайдан». Аналитики, ориентированные на националистов, намекают на радужные перспективы либералов. Ссылаются на вездесущего Кудрина, намекают даже на блок Навального — Касьянова.
 
Этот фальстарт от безысходности — слишком мало тем для обсуждения во внутриполитической повестке. До осеннего единого дня голосования пройдет еще множество кампаний и событий, принятие которых в расчет на декабрь 2016-го было бы преждевременным. Многие темы будут микшироваться. Задействуют и так называемые «тепловые ракеты» для отвлечения внимания общественности. Уже сейчас доминируют искусственные поводы — рейтинги партий, сделанные по «новейшей» технологии, списки лучших депутатов и наиболее перспективных политиков. Развлечения столь же резонансные, сколь бесполезные.  
 
Для понимания же реального рисунка кампании предстоит узнать, как власть будет решать пять базовых проблем, которые повлияют на ее стратегию больше, чем меняющееся в соответствии с конъюнктурой банальное перемещение кандидатов по шкале «допуск — не допуск».  

Первая. Главная тема кампании. Антизападный консенсус — всего лишь фон. В кампании должна быть тема непосредственно из сферы внутренней политики. В 2003-м — борьба c олигархами. В 2007-м — референдум о сохранении Путина во власти. В 2011-м — под лозунгом «будущее за нами» консолидация нового путинского большинства. Все они перетекали в темы кампании президентской.

Как они сработают будучи разделены по времени и насколько они будут самостоятельны — важная стратегическая интрига. 

Вторая. Сбалансированное представительство. Вопрос тут не в примитивном допуске партии в клуб избранных «думаков», а в балансировке распределения мест в связи с введением смешанной системы. Ошибки не приведут к потере управляемости, но могут осложнить работу с новой думой. Нужно уже на этапе отбора добиться максимальной лояльности будущих депутатов.  

Третья. Распределение сил внутри альянса «Единая Россия» — ОНФ. Качество драматургии в этой линии должно быть высоким. Партия власти может быть только одной. Если кому-то разрешено больше, чем номинальной партии власти, то этот кто-то и есть настоящая партия власти. На персональном уровне распределение ролей возможно. На уровне организаций — фиктивно. Чем-то или кем-то придется пожертвовать. Иначе конфликт принесет больше потерь, чем дивидендов. 

Четвертая. Легитимность выборов. Нужны новые способы демонстрации чистоты выборного процесса. Общественное мнение сохраняет убеждение, что выборы нечестные. Пока применяемые приемы для уверения его в обратном слишком примитивны и неэффективны. Они, кстати, обладают высокой инерционностью. И хотя до декабря 2016-го вроде еще много времени, на выборах в сентябре этого года придется продемонстрировать более убедительные доказательства либерализации и открытости системы.  
 
И, наконец, пятое. Самое важное. Результат выборов партии власти в первую очередь будет зависеть от роли, которую сыграет глава государства. В 2011 году Владимир Путин, выступая на съезде «Единой России», заявил следующее: «Сложилась практика, согласно которой предвыборный список "Единой России" возглавляет президент. Считаю, что эту традицию не нужно нарушать».

Интересно, как будет на этот раз? Захочет ли Путин теперь нарушить эту традицию? Что значит «Единая Россия» с Путиным во главе и c Путиным всего лишь рядом — можно сравнить по результатам выборов 2007 и 2011 годов. Показательно, что технология «паровозов» уже возвращается на региональные выборы. Одним шагом можно решить судьбу всех партий вместе взятых, и либералов, и националистов и даже либерал-демократов. 

Этими пятью проблемами кампания не ограничится. Их значение может расти или уменьшаться, но решать их все равно придется. А уже после этого можно переходить и к проблеме допуска. Хотя на самом деле наша политическая система за полтора десятилетия построена таким образом, что ничего катастрофического для власти не случится, если в новый состав думы не попадут либералы, националисты и даже коммунисты с либерал-демократами.  

Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков

Все статьи автора
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".