Выборы вместо референдума
На минувшей неделе в Казахстане получила продолжение кампания по утверждению лояльности общества действующей политической системе страны. 2 февраля президент Нурсултан Назарбаев подписал закон «О внесении дополнения в Конституцию Республики Казахстан», тем самым воплотив в жизнь озвученную им же инициативу по замене всенародного референдума на досрочные выборы. Согласно первоначальному сценарию, всенародный референдум должен был зафиксировать волю граждан страны по продлению полномочий действующего главы государства до 2020 года.
В случае успеха, это был бы уже второй за постсоветскую историю Казахстана проект пролонгации полномочий Нурсултана Назарбаева – в 1995 году по итогам всенародного референдума его полномочия уже продлялись до 2000 года, а в 2007 году Назарбаев и вовсе получил право как первый глава государства баллотироваться на высший пост страны неограниченное число раз. Нынешний президентский срок истекает в 2012 году, а продление полномочий позволило бы Нурсултану Назарбаеву находиться у власти 15 лет подряд без единой выборной процедуры. Согласно второму сценарию, одобренному президентом, досрочные выборы проводятся 3 апреля 2011 года, и срок его полномочий заканчивается в 2016 году (с 2012 года вступает в силу поправка, ограничивающая период президентских полномочий 5 годами).
Казалось бы, второй сценарий заведомо проигрышный, поскольку значительно сокращает Нурсултану Назарбаеву период пребывания в президентском кресле. Видимых причин политико-экономического характера для данного маневра также не существует. Согласно устоявшейся практике, досрочные выборы проводятся в случае необходимости повторной легитимации действующей власти, если существует угроза эскалации внутриполитического конфликта. Однако уровень доверия действующему президенту со стороны общества по-прежнему высок, равно как и вероятность антиправительственных «выступлений» в казахстанском истеблишменте минимальна. Достаточно напомнить, что нижняя палата парламента – Мажилис – полностью контролируется возглавляемой президентом партией «Нур Отан».
Тем не менее, как и любой крупный политический проект, досрочный электоральный цикл призван решить ряд тактических и стратегических задач. К стратегическим можно отнести, прежде всего, стремление обеспечить позитивное реноме республики в глазах международного (читай, западного) коммъюнити. Завершившееся месяц назад председательство Казахстана в ОБСЕ – яркий пример заинтересованности ЕС и США в более тесном взаимодействии с республикой не только в вопросах энергетического порядка, но и в «традиционной» для них политической сфере. С учетом многолетних претензий Казахстана на лидирующие позиции в Центральной Азии, такое сотрудничество призвано стать гарантом поддержки последующих внутрирегиональных инициатив Астаны. В подтверждение данного тезиса можно привести заявление высокого представителя ЕС по внешним связям и политике безопасности Кэтрин Эштон, давшей позитивную оценку поменявшейся с референдума на выборы концепции.
Тактическая задача – лишение оппозиции любой возможности нарастить потенциал и заявить о себе по аналогии с ближневосточными сюжетами. Переиграв оппозицию, большинство представителей которой уже отказались от участия в досрочных выборах, Нурсултан Назарбаев одновременно выигрывает время. В республике, несмотря на в целом прочный политический фундамент, стоит вопрос о преемнике. Не исключено, что в период до 2016 года глава государства сконцентрируется как раз на решении данной проблемы, с тем чтобы к следующему электоральному циклу уже иметь кадровый «президентский резерв».
Евгения Войко, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев