Статья
17 Февраля 2009 8:16

Выход, голос и верность

Как ведет себя человек, когда его привычный мир - товары, компании и государство - приходит в упадок?
Комментарии экспертов
<p>Небольшая книга Хиршмана посвящена любопытному вопросу: исправимым
отклонениям. Случается так, что организации, люди и общество в целом в
силу стечения обстоятельств начинают отклоняться от разумного,
эффективного и ответственного поведения. Никто не идеален, и мы учимся
справляться с таким положением вещей. Однако иногда критическая масса
отклонений (коррупция в обществе, неспособность государства защищать
своих граждан и т.п.) накапливается и угрожает нашим ценностям, мы
встаем перед непростым выбором. Как именно следует реагировать на этот
вызов?<br>
<br>
Идея Хиршмана состоит в том, что у нас есть ровно два способа реагировать. Мы можем <em>выйти</em>,
разорвать отношения с организацией, которая не выполняет свои
обязательства перед нами. Или же мы можем публично заявить о своем
желании исправить ситуацию, возвысить <em>голос</em>. В области
политики, например, граждане могут реагировать на увеличение репрессий
со стороны государства при помощи эмиграции или протеста. В трудовых
отношениях наемные рабочии могут уволиться или потребовать от
работодателя улучшения условий труда.<br>
<br>
У этого фундаментального различения есть ряд последствий. В частности,
как утверждает Хиршман, оно указывает на закономерную связь между
экономикой и политикой. Базовая концепция рынка по Адаму Смиту
построена на идее, согласно которой, участники рыночных отношений в
любой момент могут разорвать их и искать новые, с более выгодными
условиями. <em>Выход</em>, таким образом, является основным способом
регулирования отношений в идеальной капиталистической экономике.
Публичный протест и требования, т.е. <em>голос </em>в терминологии Хиршмана, напротив, являются по своей природе политическими.<br>
<br>
Кроме того, <em>голос </em>является более информативным, чем <em>выход</em>,
поскольку он позволяет говорить о причинах неудовлетворительной работы
организации или сообщества. Поэтому для того, чтобы получить больше
информации в системах с обратной связью, <em>выход </em>может быть
искусственно затруднен. Скажем, наемному работнику могут предложить
заявить о причинах своего желания уволиться. И наоборот, запрет на
выражение публичных мнений, может привести к росту числа выходов,
которые в этих условиях останется единственной возможностью разрыва
отношений.<br>
<br>
Поэтому, заключает Хиршман, чем больше возможностей существует для
выхода, тем меньше вероятность того, что будет использован голос. Тем
не менее, в эту диалектику вмешивается третий фактор - лоялность. Чем
выше этот фактор, тем менее привлекательным для членов сообщества
является выход. Например, в государством с высоким уровнем патриотизма
он может оказаться неприемлимым.<br>
<br>
Понимание этих взаимозависимостей приводит к тому, что мы можем успешно
оценивать причины и перспективы упадка сообщества, а также предлагать
способы изменения этой тенденции. В качестве примера можно оценить
применение теории Хиршмана к странам бывшего соцлагеря. Граждане этих
стран не имели возможности эмигрировать, но в то же время не хотели
участвовать в официальной политической и общественной жизни.
Результатом, своеобразным "выходом" для огромного количества граждан
стала "внутренняя эмиграция".<br>
<br>
Теория Хиршмана, безусловно, заслуживает внимания, а ее применение к
анализу конкретных конфликтных ситуаций может быть весьма плодотворной.
Общая проблема такой категории концепций состоит, однако, в том, что
они рассматривают людей как рациональных индивидов, выбор которых
определен исключительно соображениями эффективности и целесообразности.
Хиршман понимает недостоверность этой гипотезы в отношении реальных
социальных процессов и добавляет к паре "выход" - "голос" третью
составляющую, лояльность. Этот качественный парметр очень трудно
поддается оценке, и таким образом мерой лояльности можно объяснить все
противоречия изначальной чистой схемы.<br>
<br>
<em>Книга предоставлена магазином "Фаланстер".</em> <br>
</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".